Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовые ресурсы
Экологическая страница
Полезные ссылки





Заявка на комплектование библиотечного фонда







Карта сайта




ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МЯСНИКОВСКОМУ РАЙОНУ

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ОЧЕРК
(ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МЯСНИКОВСКОМУ РАЙОНУ)

В теплые российские ладони
Малою крупицею осел,
Где светило озарилось в Доне,
На степной росистой полосе.

Родине служит – святей нет службы,
И питает нас одна река;
Ты – как ветвь, народ мой,
в древе дружбы
Шелестишь сквозь годы и века!

Х. Наирьян. Малая родина

     Мясниковский район образован в 1926 г., расположен в юго-западной части Ростовской области в 15 км. от г. Ростова-на-Дону. Площадь его составляет 882 м2. В Мясниковском районе 8 административно-территориальных единиц (сельских округов), 23 населенных пункта, в которых проживает 36710 человек (по данным на 1.01.99 г.). Численность населения районного центра составляет 14509 человек. В районе дружной семьей проживают представители 17 национальностей. Из общего числа населения 56% составляют армяне, 38% — русские, 6% — другие национальности. В районе наиболее крупными предприятиями являются колагрохоз им. Мясникяна, АО им. Шаумяна, АО  “Дружба“, АО “Колос“, АО “Петровское“, колхоз им. Лукашина, совхоз “Пролетарская диктатура“, смешанное сельхозтоварищество “Александровское“, АО “Дон-25“. Из промышленных предприятий наиболее крупными являются АО “ЧПКПСМ“, “Хапровский комбикормовый завод“, ТОО “Пищекомбинат “Пичалт“, инкубаторно-птицеводческая станция “Источник“ в с. Крым и т.д.
     Район образован 8 марта 1926 г., Большой Президиум Донисполкома (протокол № 96, архивный фонд Р-1798, № 2557) постановил: “Выделить из состава Аксайского района Армянский район с административным центром в г. Нахичевани н/Д“. С 1929 г. райцентром стал с. Чалтырь.
     Наш район имеет богатую историю. Более 200 лет назад поселились в низовьях Дона армянские переселенцы, по Указу императрицы Екатерины II им отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Святого Дмитрия Ростовского, вверх по устью реки Темерник. В 1780 г. армяне основали г. Нахичевань и 5 поселений: Чалтырь, Султан-Салы, Несветай, Крым, Большие Салы. Согласно царской грамоте переселенцам предоставлялись определенные льготы и привилегии – освобождение переселенцев от государственных податей и службы на десять лет, от воинской повинности на сто лет, разрешалось строительство церквей, фабрик, заводов и т. д. Ветвь древнейшего народа планеты – армяне – более двух столетий назад привилась на российской земле, став частью общенациональной культуры. Обретя на Дону родину, армяне тщательно оберегали землю, язык, обычаи, создавая ценности, имеющие значение вечных: легенды, песни, храмы, родники, памятники истории, предметы искусства -  все, что питает чувство любви к человеку. В 1963 г. Мясниковский район был упразднен и объединен с Неклиновским районом, а в 1965 г. вновь восстановлен. Район граничит с г. Ростовом н/Д, Матвеево-Курганским, Неклиновским и Родионово-Несветайским районами области.
     В годы Великого Октября и Гражданской войны на Мясниковской земле проходили жестокие бои. В этих местах установлены памятники – в селах Большие Салы, Крым, Петровка. Одним из первых в 1922 г. создано коллективное хозяйство – коммуна “Труд“, ныне хутор Ленинакан. В конце 20-х годов в районе была проведена коллективизация, которая, в основном завершилась в 1930 г. Более 98% крестьянских дворов района были объединены в колхозы.
    Тяжелым испытанием для жителей района стала Великая Отечественная война. 4,5 тысяч мясниковцев ушли на фронт защищать Родину, 1950 жителей района пали смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны. 3,5 тысяч мясниковцев удостоены правительственных наград. Свято чтут земляки Героев Советского Союза: Л. З. Чапчахова, К. Е. Селиверстова, А. Е. Кривоноса, В. И. Черненко, Героя России С. А. Тащияна.
    Слава и гордость района – его люди. На Дону известны имена многих наших земляков, труженников села. За свой труд немало их награждены правительственными наградами, многие удостоены почетных званий.
     Мясниковскому многонациональному району есть с кого брать пример. Армянское население выдвинуло из своих рядов замечательных земляков: народного героя – демократа, певца свободы М. Л. Налбандяна, народного художника СССР М. Сарьяна, классика армянской литературы, поэта и прозаика Р. Патканяна, видных партийных и государственных деятелей А. Ф. Мясникяна, С. Л. Лукашина (Срабионяна), генерал-майора, профессора Х. М. Джлаухяна, члена подпольной организации “Молодая гвардия“  М. Пегливанову, докторов наук, профессоров Н. Айдинян, Г. Харахашяна, О. Чорияна, заслуженного тренера СССР, заслуженного мастера спорта Арменака Ялтыряна и др.

с. Чалтырь

      Самым крупным, как по площади, так и по количеству населения является село Чалтырь. Село Чалтырь – административный центр Мясниковского района. Выбор места для строительства Чалтыря определялся не только близостью к крепости Дмитрия Ростовского. Главным было то, что здесь пролегал северо-западный торговый путь – большой Бахмутский тракт – из приднепровских степей к устью Дона. Первые дома села были выстроены на излучине реки Чалтырь, соединившей самые большие армянские селения, Чалтырь и Крым.
      В Чалтыре мы идем по улицам, проложенным двести лет назад. Как и другие армянские поселения, Чалтырь строился по единому плану. Геометрическая сетка пересекающихся под прямыми углами улиц и переулков повторяла архитектурно-планировочную структуру города Нахичевани. Особое значение в выборе места для будущего селения имел и родник. Он сохранился, и кажется, за двести лет не стал менее полноводным. Называют его Мец-Чорвах, то есть, Большой Родник.

 

     Родник Мец-Чорвах и сегодня один из главных достопримечательностей нашего села – наши истоки, наша история. Родник тщательно благоустроен, культ воды у армян – многовековая традиция. В армянском фольклоре истоки рек стерегут вишапы — каменные драконы, а особо почитаемая языческая богиня Нар – хранительница воды. Часть переселенцев-армян обосновалась возле родника, образовав село Чалтырь. Они обложили родник камнями и сделали колодец. Воду доставали ведрами при помощи веревки, в основном воду доставали женщины. В1936 г. ниже колодца построили бассейн, где вода текла по трубам, и люди брали воду уже при помощи кранов. подробнее
      Одной из достопримечательностей с. Чалтырь является храм Сурб Амбарцум (святого Вознесения). Построен в середине XIX века (1862 – 1870 г.г.).
     Он лучший по сохранности среди памятников культовой архитектуры Мясниковского района. Храм создан, несомненно, талантливым зодчим, в стиле классицизма. Его композиционная схема – четко выраженный крестово-купольный план. К центральному четверику, несущему восьмигранный барабан и низкий купол, примыкает алтарная апсида, четырех-ярусная колокольня, два четырехколонных портика с фронтами, выполненными в классических традициях.

     Храм действующий, регулярно здесь проходят богослужения, которые проводит местный поп Тер-Тадеос. В дни религиозных и общенациональных праздников проходят торжественные литургии, часто проводятся обряды крещения и венчания. В храме открыта воскресная школа для детей, где преподается закон Божий, родной язык, живопись и т. д. Церковь Сурб Амбарцум является центром духовного возрождения села, залогом сохранения обрядов и традиций армян. Перед церковью стоит “Хач-кар“ (Крест-камень), привезенный из Армении и установленный 24 апреля 1990 г. в связи с памятной датой геноцида армян (1915 г.

       Раньше в с. Чалтырь была также часовня с маленьким колоколом. Она находилась в районе “Золотой горы“. Часовня была построена над колодцем-родником “Салых-Су“, что в переводе с татарского языка означает “целебная вода“. История этой часовни такова: один верующий человек, сидя около родника, крестился ночью и заметил, что над родником Салых-Су появился светящийся столб, который не исчезал. Наутро он побежал к попу и рассказал ему об этом. Поп выслушал его и сообщил в Эчмиадзин. Спустя некоторое время из Армении приехала группа людей во главе с архитектором. Они сделали проект и построили одноэтажную часовню. Внутри  ее вырыли два колодца: один четырехгранной, другой – круглой формы. Однако воды в этих колодцах не оказалось. Тогда закрыли родник Салых-Су и по желобу пустили воду из родника в колодцы. Они быстро наполнились, а лишняя вода по желобу на полу часовни выходила наружу и текла в виде ручейка. Ну, а “светящийся столб“ объясняется тем, что неподалеку от родника жители Чалтыря закапывали погибших от болезней животных. Видимо захоронения делались на небольшой глубине и темной ночью кости животных фосфорицировали, что и создавало “светящийся столб“. Родник “Салых-Су“ действительно имел целебные свойства. К нему приходили и приезжали люди для того, чтобы лечиться от малярии, совершали паломничества, устраивали праздники, играли в разные игры, занимались борьбой. К сожалению, часовня была разрушена, и родник заглох.
Другая версия о роднике “Салых-Су“.
      Там где сейчас “Золотая гора“ раньше было свободное пространство, люди пасли здесь свой скот. Однажды один пастух жарким летним днем, когда кругом ни души, вдруг услышал дикий крик человека. Скоро он увидел подводу. На ней сидели двое, когда подвода приблизилась, он увидел и третьего человека, который лежал привязанный к телеге. Один из сидящих спросил: “Где здесь целебная вода“ (Салых-Су – по-татарски “целебная вода), это были татары. «Такого родника я не знаю – ответил пастух, но здесь недалеко есть колодец». Пастух показал им это место, когда они подошли к колодцу, татары заговорили на своем языке и сказали, что это и есть родник “Салых-Су“. Сойдя с подводы, распрягли лошадей, набрали по одному ведру воды и облили больного. По рассказу пастуха, через несколько минут больной перестал кричать. Его развязали, он сам встал и сел на подводу. После этого его раздели, начали сушить одежду. После сушки одежды, больной начал спокойно одеваться. Затем все трое сели на подводу и уехали. Пастух удивился тому, как за несколько минут больной человек вылечился. О том, что он увидел возле колодца, пастух рассказал в селе. И с этого дня колодец назвали Салых-Су (целебная вода). Вот такую сказку я слышал от своего деда – рассказал нам один из создателей музея, ныне покойный М. А. Пудеян. Такую же версию родника “Салых-Су“ дает и К. С. Джалашян, другой наш краевед.

     Тяжелое горе принесла война в с. Чалтырь, многие жители ушли на фронт защищать Родину, половина из них погибла смертью храбрых. Но, наши люди не забывают их, они помнят и чтут память как не вернувшихся с фронтов войны, так и погибших в тылу. Об этом говорят памятники.
     К 30-летию Победы в 1975 г. на западной окраине села установлен памятник безвинно погибшим 10 землякам, убитых немцами. А история такова: в один из июльских дней 1942 г. немецкий солдат не вернулся в свою часть. Оккупанты посчитали, что его убили местные жители. У фашистов был не писанный страшный закон – за одного своего убитого солдата расстреливать 10 мирных граждан. Это и послужило поводом для расправы над безвинными людьми. На второй день немцы организовали облаву, задержали невинных людей и расстреляли их. Через пару дней “исчезнувший“ немецкий солдат-гуляка благополучно вернулся в свою часть, но люди уже были расстреляны. Автор памятника наш земляк, ростовский скульптор А. Х. Джелаухян изваял скульптурный барельеф. На нем изображены падающий на землю парень и прошедший горнило империалистической войны ветеран, мужественно принимающий смерть. Рядом, держа друг друга за руки, такие беззащитные, стоят братья-близнецы. Люди сжимают кулаки от испытываемой к фашистам ненависти, они в отчаянии, но не чувствуют за собой никакой вины.

     В центре с. Чалтырь, в парке воздвигнут мемориал славы в честь погибших в Великой Отечественной войне земляков и воинов, павших при освобождении села. Автор – местный архитектор Дзреян В. Е., скульптор – Лебеденко А. А., инженер – Даглдиян Б. М. Проект памятника был подготовлен к 40-летию Победы в 1985 г. По Генеральному плану он должен был находиться на “Золотой горе“, но так как сооружение по эскизам получилось большое, решено было сделать его парковым сооружением. Строительство было начато в 1986 г., в мае 1987 г. состоялось открытие памятника, проект индивидуальный, аналогов нет. Материал – туф из Армении и мангышлакский камень из Новочеркасска. Деньги на строительство были собраны с предприятий, организаций, населения района.
     В канун 50-летия Победы (1995 г.) в жизни района произошло знаменательное событие. Указом Президента России высокое звание Героя России (посмертно) было присвоено Сурену Амбарцумовичу Тащияну. Спустя пятьдесят два года была восстановлена историческая справедливость и воздано по заслугам погибшему в 1943 г. в воздушном бою летчику-истребителю морской авиации Черноморского флота. Сегодня все в районе знают его имя, знают о подвиге летчика Тащияна С. А. В центральном парке с. Чалтырь на мемориале Славы установлен барельеф и мемориальная доска С. А. Тащияну. На счету С. А. Тащияна было 400 боевых вылетов, 187 воздушных боев, 11 сбитых вражеских самолетов. подробнее

     Другая достопримечательность с. Чалтырь – музей. В с. Чалтырь создан и активно функционирует историко-этнографический музей. Идея открыть родилась в 1988 г. Трое друзей-энтузиастов, полные оптимизма, люди пенсионного возраста, взялись за это дело. По инициативе Закарян Р.Э. – тогдашнего секретаря РК ВЛКСМ, М. А. Пудеян, А. Х. Хурдаян и Г. Р. Люледжиян (первый директор музея), начали кропотливую работу по сбору материалов для музея. Помещения не было, и первое время для этой цели служил дом А. А. Попова. Односельчане, узнав об этом начинании, не остались в стороне. Коллекция музея стала быстро пополнятся. В 1992 г. музей получил помещение в РДК.

     24 апреля 1992 г. состоялось торжественное открытие музея. Экспонаты в музее расположены в хронологическом порядке, немало экспонатов быта, одежды армян, много стендов, посвященных нашим видным землякам. Постоянно музей посещают учащиеся, а так же гости из Литвы, Армении, туристы из США, ФРГ, Шотландии, Франции и т. д.

Мокрый Чалтырь

История села Мокрый Чалтырь (Чалтур): первым его заимщиком был казак Скородумовской станицы Филипп Иванов.
С 1783 г. казак Павловской станицы Петр Власов купил этот хутор у казака Александровской станицы Анастасия Регутинова и владел им 1788 г. По смерти Власова хутор этот был продан старшине Афанасию Болдыреву имевшему в смежности с ним хутор.
В 1869 – 1870 гг. строится железная дорога Таганрог-Ростов. Строили и обслуживали ее артели рабочих людей из России, но  принимали участие и казаки. Работал на это “чугунке“ прапрадед из рода казаков-первооснователей хутора Хапры Гаврила Егорьев (погиб на строительстве железной дороги).
// Новочеркасский архив (Черешнева А.Н., библиотекарь фил. №11, приблизительно 1994 г.)

с. Крым

    Рядом с Чалтырем находится другое большое армянское село Крым. Знакомство с селом Крым лучше начать с музея краеведения. Музей с. Крым открыт для посетителей 16 февраля 1980 г. Создан по решению правления к-за им. Лукашина при методической помощи областного музея краеведения. В сборе экспонатов активно помогали школьники местной школы, учителя, пенсионеры. Музей располагается в двух комнатах на II этаже СДК, в фонде музея более 1340 наименований предметов, вещей, книг. Материалы расположены в одном зале в хронологическом порядке с начала основания села, с 1779 г. и до наших дней. За годы работы музея здесь побывали посетители со всех концов нашей страны и более 30 иностранных туристических групп. В 1987 г. Приказом Министерства культуры (?) музею с. Крым присвоено почетное звание “Народный музей“.

     Память о прошлом – интересный памятник архитектуры, церковь Сурб Аменапркич (святого Спасителя). Церковь построена на средства и с участием жителей с. Крым в конце XIX – начале ХХ века. По архитектурному стилю – это интересный памятник конца XIX века, единственный на юге России. Обилие окон делало здание светлым и нарядным внутри. Арочные проемы, колонки наличников, круглые окна, рельефные кресты фасадов колокольни, напоминающие древние хачкары, сложный орнамент кованых оконных решеток – фон красных кирпичных стен усиливал их декоративность. От неминуемой утраты этого уникального здания буквально спас к-з им. Лукашина. В 1982 г. началась реставрация церкви под музей. Но затем, учитывая пожелания жителей села, церковь стала действующей. Церковь взята под государственную охрану как памятник местного значения. В церкви регулярно проходят богослужения.

     В центре села Крым стоит величественный мемориал – пантеон Славы. Монумент воздвигнут на средства колхоза им. Лукашина. Торжественно открыт 9 мая 1970 г. Инициаторами увековечения памяти односельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, выступили коллективы учащихся и учителей местной школы. Ими были собраны материалы о павших воинах Советской Армии – личные документы, письма, фотографии, данные о званиях, военных частях, наградах, местах гибели. Проделана была огромная поисковая работа. Монумент строился пять лет, с 1965 г. Монумент состоит из скульптурной группы и полукруглого здания пантеона из розового туфа. Внутри пантеона фотографии павших героев-земляков на эмалевых пластинках – всего 365. Проект памятника был утвержден художественным советом Ростовского отделения художественного фонда РСФСР. Автор проекта скульптор Джлаухян А. Х., архитекторы Голяпин Г. и Кузнецов Л. Перед памятником установлен вечный огонь. С момента открытия Монумента и по настоящее время здесь побывали десятки тысяч посетителей, в том числе туристы из 42 стран мира.

с. Большие Салы

     Село Большие Салы освящено памятью А. П. Чехова. У писателя есть рассказ “Красавицы“. Это – рассказ-воспоминание о том, как гимназистом он ехал с дедушкой из Большой Крепки в г. Ростов н/Дону. По пути они остановились покормить лошадей в Больших Салах “у знакомого дедушке богатого армянина“. После этой поездки появился рассказ о юной девушке-армянке, о ее необыкновенной красоте. Село славится не только этим.

     В центре с. Б. Салы расположена церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы). Храм был построен в 1867 г. по проекту известного архитектора Муратова. Любопытна сама история храма. Церковь была построена на средства семьи Чебонянов. Сюда приходил великий армянский поэт Аветик Исаакян, приезжавший к своему однокашнику по Эчмиадзину, учителю Нор-Аревяну. Героиня известного рассказа А. П. Чехова “Красавицы“ – Марта венчалась в этой церкви, здесь же крестились и венчались местные жители. В 50-е годы церковь была закрыта. Служба в церкви возобновилась в 1995 г., по воскресеньям и праздникам здесь проходят богослужения, приезжает священник из г. Ростов н/Д. Но, церковь очень нуждается в реставрации. Сейчас идет сбор средств на реставрацию церкви.
     Война не обошла стороной с. Б-Салы. История боев за Дон полна примеров мужества и самоотверженной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Много на Дону и в нашем районе памятников в честь защитников Отечества. Одним из них является памятник на Артиллерийском кургане в с. Б-Салы.

     Он установлен на кургане, где совершили свой бессмертный подвиг артиллеристы батареи С. А. Оганяна. На железобетонном постаменте установлена 76-мм противотанковая пушка. Перед памятником – четыре пилона, на которых перечислены воинские соединения и части, участвовавшие в боях за Ростов. Памятник открыт 8 мая 1972 г. Автор памятника – архитектор Э. Калайджан. Ценою жизни батарея С. Оганова сокрушила гитлеровские танки и сдержала их. Герои похоронены в братской могиле в центре с. Большие Салы. подробнее

 

     В местном СДК висит памятная доска с фамилиями жителей села, погибших в годы войны.
     Жители с. Большие Салы чтут память своего прославленного земляка Лазаря Сергеевича Чапчахова, который родился в с. Б-Салы в 1911 г. 6 марта. Батальонный комиссар, летчик-истребитель, Герой Сов. Союза, награжденный орденами Ленина и Красного Знамени Чапчахов Л. С. совершил 268 боевых вылетов, героически погиб в 1942 г. в бою с немецкими захватчиками. До войны он работал электриком на строительстве “Россельмаша“, окончил Ворошиловоградскую военную авиационную школу пилотов, позже – курсы комиссаров при Харьковской военно-авиационной школе пилотов. Военный комиссар эскадрильи 38-го отдельного истребительного авиационного полка. Похоронен в пос. Крестцы Новгородской области. На территории з-да “Россельмаш“ установлен бюст, поставлена мемориальная доска в с. Большие Салы.

с. Султан Салы

     Село Султан-Салы стоит на возвышенности в стороне от трассы, идущей от Чалтыря к Большим Салам. Перед поселком обширная низина, — переброшен мост через ручеек – ускользающее воспоминание о бывшей реке. Дорога сбегает к мосту и за ним ответвляя от себя пучки тропинок поднимается в село. На всем пути к селу от трассы главной высотной композицией является церковь Геворка, стоящая на окраине Султан-Салов.

     Построенное в 60-х годах XIX века, это здание самое старое здесь, им определяется и силуэтное своеобразие села. Церковь Геворка – интересный памятник архитектуры, и хотя в основном хорошо сохранилась, состояние ее требует срочного вмешательства не только реставраторов, но и местных властей. Здание отличается богатством объемов: самый крупный, квадратный в плане зал перекрыт низким куполом, увенчан небольшим световым барабаном, шатровая колокольня со звонницей, прямоугольный низкий притор, крупное полукружие апсиды. Поверхность здания испещрена следами пулеметных и снарядных попаданий.
     Рядом с храмом стоит здание бывшей приходской школы, построенное сразу же после окончания строительства храма. Все это требует реставрации.

     На местном кладбище с. Султан-Салы похоронен Герой Советского Союза Кузьма Егорович Селиверстов, героически сражавшийся в небе донской земли. Селиверстов К. Е. родился в Тульской области в 1913 г., окончил Оренбургскую военную школу пилотов. Командир звена 55 истребительного авиационного полка. Совершил 132 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 5, и в группе 2 самолета противника. Погиб в воздушном бою в 1941 г. в районе С-Салов. В 1942 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.

     Жители Султан Салов свято чтут память советских солдат, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В цен-тре села установлен памятник воинам-освободителям.

с. Несветай

     В шести километрах от Больших Салов в сторону Родионово-Несветайского района расположено село Несветай. Из всех поселков, основанных переселенцами с Крыма армян, Несветай явно не крымской топонимики. Рассказывают, что поселок был назван по имени украинского казака, спасшего холодной зимой семью армян, направлявшихся на Дон. Распахав эту землю и построив первую землянку, переселенцы назвали будущий поселок именем украинского казака Нецвета. Поселок небольшой, далекое прошлое прослеживается только в планировочной структуре улиц. Поэтому как чудо воспринимается сохранившийся на северной окраине его архитектурный памятник середины XIX века – церковь Карапета.

     У здания много утрат – исчезли завершения куполов, сохранились лишь отдельные базы колонн. По фрагментам живописи можно догадываться о существовавших художественных росписях интерьера. По остаткам решеток кузнечной работы – о металлических кружевах окон. Но, несмотря на утраты, здание по-прежнему производит впечатление ценнейшего памятника старины.

     Велики людские потери мясниковцев в годы Великой оте-чественной войны. Только из этого маленького села не верну-лись с войны более пятидесяти уроженцев. Десятки воинов Со-ветской Армии отдали жизнь за его освобождение. В память об их подвиге в селе установлен памятник воинам-освободителям.

х. Недвиговка

     Наш район в основном заселяют армяне. Но немало здесь проживает русских, а именно казаков. В 1931 г. в состав Мясниковского района были переданы Калининский и Недвиговский сельские советы с селами Калинин, Недвиговка и Сафьяновка, а в 1965 г. в состав района вошел и Петровский сельский совет с селами Петровка, Александровка, и 6 небольших хуторов. Как и др. села района, они имеют богатую историю. Особенно хутор Недвиговка.
     Прежде всего, он славится тем, что недалеко от хутора расположен всемирно известный музей-заповедник “Танаис“.

     Древний Танаис возник в те незапамятные лета, когда жили Гомер, Геродот и другие античные знаменитости. На правом берегу донской дельты торговцы Босфорского царства в третьем веке до н. э. строили новый торговый центр, сравнимый по оценке греческого географа Страбона, с “самым большим после Пантикапея торжищем варваров“. Назвали новый город – Танаис, свое название он получил от реки, так раньше назывался Дон. Населявшие Танаис сарматы, скифы, меоты, греки, славяне были знатными изобретателями: строили боевые машины, мосты через оборонительные рвы. Развивали гончарное, ткацкое и ювелирное дело, о чем сегодня свидетельствует наличие кувшинов, ваз, иных предметов обихода и прекрасных дамских украшений, найденных при раскопках городища. Просуществовав, отвлекаемый от праздности вооруженными конфликтами восемь столетий, город погиб-таки от набегов кочевых племен в пятом веке нашей эры. Остался бы он, наверное, под развалинами, если бы в начале 20-х годов ХХ столетия не посетил Нижний Дон с целью осмотра археологических памятников Иван Стемпковский. Будучи членом-корреспондентом Парижской академии, один из основоположников Российской археологии. Он-то и определил местонахождение Танаиса. Танаис расположен недалеко от х. Недвиговка, Недвиговка, конечно не Каир, а очертания танаиского городища не египетские пирамиды, однако по ценностям находок они не уступают многим мировым экспонатам. Самая громкая находка – золотой колчан – была обнаружена в 1959 г. В окрестностях Танаиса найден первый на Дону метеорит. Каждое лето здесь ведутся раскопки археологами из университетов г. Ростова н/Д, Варшавы, Берлина и др. городов. Музей “Танаис“ – относится к числу памятников Всесоюзного значения, с 1959 г. он объявлен государственным заповедником, где хранятся более 200 тысяч предметов, найденных при раскопках.
     Танаис – торговый посредник между двумя частями света. В город поступали оливковое масло, вино, ткани, разнообразная посуда и др. товары из греческих городов Малой Земли, Боспорского царства, Греции. Эти товары через Танаис проникали в Подонье-Приазовье и дальше в поволжские степи. Греческие купцы увозили из этих мест рыбу, зерно, скот, шерсть, рабов. Город был и крупным производственным центром. Кроме рыболовства, скотоводства, земледелия жители его занимались различными ремеслами: гончарным, ткацким, ювелирным, кузнечным и др. Время существования Танаиса исследователи разделяют на два периода – эллинистический и римский. Граница между ними – начало нашей эры. Население города было смешанным: наряду с боспорскими греками (эллинами) здесь жили представители окрестных племен – танаиты (сарматы, меоты). Обе группы поселения составляли две общины, жившие в III – I вв. до н. э. в разных частях города. Именно в этот период складывается своеобразная, характерная только для Танаиса двойная система городского самоуправления. Расцвет города относится ко II – первой пол. III вв. н. э. Именно в это время ведется интенсивное строительство, возводится мощная система оборонительных укреплений, развивается городское ремесленное производство, значительно возрастают торговые и экономические связи.
В середине III в. н. э. Танаис гибнет в огне грандиозного пожара. Более века Танаис пролежал в развалинах. В последней четверти IV в н. э. его восстановили, но прежнего значения он уже не имел. Долгое время исследователи считали, что в первой половине V в. н. э. город перестал существовать, но не так давно появилось предположение, что жизнь еще теплилась здесь в начале VI  в. н. э.  – такова датировка некоторых вещей на раскопках последних лет.
     Гордятся жители Недвиговки и своим земляком Ченцовым. Иван Дмитриевич Ченцов (1885 – 1937) родился в х. Недвиговка, вскоре семья Ченцовых переехала в г. Ростов н/Д, где Иван работал слесарем, стал революционером. В 1902 г. он получил первое революционное задание – распространить листовки Донкома, призывающие к стачке. С 1904 г. И. Ченцов член партии большевиков и стал проводить большевистскую линию в рабочей среде. Ченцов был опытным организатором и пропагандистом большевистской партии. Во время Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Ростове Ченцов был руководителем десятки боевой дружины. Революционная деятельность Ченцова не могла не привлечь внимания полиции и в мае 1906 г. он был арестован и отправлен в Ростовскую тюрьму, суд признал его виновным и определил ему меру наказания – 4 года тюрьмы. Его освободили в 1911 г. и он сразу же установил связи с большевиками Дона. После революции И. Д. Ченцов был избран членом Донского областного Временного революционного комитета (ВРК), назначен комиссаром в управление воинского начальника. Именем Ченцова названы радиаторный завод в Ростове, а позднее и производственное объединение «Ростовсантехника», куда вошел завод, улица и остановка транспорта. А в х. Недвиговка, в родном селе И. Д. Ченцова, на здании СДК висит мемориальная доска, в честь его названа и центральная улица села.
     В центре с. Недвиговка стоит церковь – храм Успения Пресвятой Богородицы.

     Церковь находится на полпути у железной дороги Ростов – Таганрог, является одним из хорошо отреставрированных храмов области. Храм был построен в 1796 г., стены храма были каменные, а купола и колокольня деревянные. В 1905 г. было решено возвести новый храм, уже кирпичный в 10 метрах от старого. Строительство велось по проекту архитектора С. И. Васильева при настоятеле церкви протоиерее Василии Платонове. Строительные работы были завершены в 1914 г., а иконопись и орнаменты в 1917 г. Храм построен в русском стиле XVI в. Церковь крестообразная, великолепный образец краснокирпичной кладки, строгая пропорциональность куполов, ритмика сухариков по карнизу, графическая прорезь окон. Храм освящен в 1915 г. В 1937 г. церковь была закрыта, а настоятель церкви священник отец Иоанн Загравский был арестован и сослан, утварь и иконы были разграблены и уничтожены. В 1943 г. церковь Успения пресвятой Богородицы, опустошенная, без крестов и колоколов, вся израненная обрела свое второе рождение. Началось восстановление церкви, вместе с тем начались богослужения, а ее нынешний, наружный, а особенно внутренний вид свидетельствуют о многих трудах прихожан церкви. Богослужения ныне проводит протоиерей Петр Пневский.

     В центре хутора установлен  памятник погибшим одно-сельчанам и воинам-освободителям Советской Армии. Около ста уроженцев хутора не вернулись с фронтов Великой отечест-венной войны, почти столько же советских солдат отдали жизнь за его освобождение.

слобода Петровка

     Другая русская церковь находится в с. Петровка. Петровский храм Божьей Матери “Живописный источник“, находящийся под эгидой Ростовской н/Д Епархии Русской Православной церкви, возрождается к жизни. Еще совсем недавно здесь, под священными сводами, располагалась мехмастерская. Все это сейчас убрано. Вера людская, многочисленные пожертвования, как от частных лиц, так и от предприятий, фирм г. Ростова н/Д возвращают храм к жизни. На собранные средства закуплены все необходимые для реставрации и реконструкции строительные материалы, в церковь будет проведено отопление. Рядом с церковью как много лет назад на своем прежнем месте, откроется часовня. Уже сейчас в церкви, пока полуразрушенной проводятся службы, народ собирается здесь на все православные праздники.
     Слобода Петровская расположена на реке Тузлов, с одной стороны защищена холмами. Впервые сведения о ней появляются в 1846 г. По одной из версий слобода основана Петром Иловайским. Другая версия, такова, раньше это место называлось Крыничка, потому что здесь был родничок, пробивающейся из под земли в небольшом овражке. Один знахарь и обнаружил здесь икону Божьей матери. Родничок огородили деревянным срубом, и чуть выше была заложена церковь, и назвали эту церковь “Живописный источник“. Еще существует версия, что с. Петровка существует со времен Столыпина, и возник от фамилии или имени проживающего здесь помещика. Первый колхоз назывался “Пламя Социализма“ (1929 г.), интересный факт – в с. Петровка никто не пострадал от сталинских репрессий. С. Петровка до 1965 г. входило в состав то Никлиновского, то Б-Крепинского, то Родионово-Несветайского районов. С 1965 г. вошло в состав нашего района. Славится с. Петровское своим героическим прошлым. На ее территории шли бои в годы Гражданской войны и ВОВ. Народ не забыл подвиги погибших в боях за Петровку, здесь поставлены памятники Погибшим героям Гражданской и Великой Отечественной войн.

х. Чкалово

     Есть в нашем районе небольшой хуторок Чкалово, с виду ничем не примечательный, но очень известный не только в нашем районе, но далеко за пределами области. Это связано с именем выдающегося, всемирно известного художника Мартироса Сергеевича Сарьяна.
“В Приазовской степи близ заросшей камышом речки Самбек, на невысоком холме отец мой вырыл колодец, построил домик из необожженного кирпича и покрыл его камышом. Наша семья жила в нем, как во дворце…“
     Это строки из книги воспоминаний нашего знаменитого земляка, художника Мартироса Сарьяна “Моя жизнь“. Он родился в Нахичевани н/Д в 1880 г., но в 1883 г. семья выбралась из города и начала налаживать собственное хозяйство.

 

     Усадьба его детства уцелела  до наших дней и стоит в хуторе Чкалово нашего района. Здесь он прожил до 1887 г. До наших дней сохранился тот самый дом, и колодец, делать который отцу помогали все дети, даже самые младшие. Более того – несколько лет тому назад в этом доме открыли музей Сарьяна. Вот только судьба этого музея складывается далеко не просто. В начале 90-х годов заботами управляющего Александровским отделением с-за “Ростовский“ усадьба Сарьяна была восстановлена. Был отремонтирован домик, установили гранитную стелу с портретом художника, в мае 1992 г. открыли музей М. Сарьяна, где было несколько картин М. Сарьяна, а также ростовских и чалтырских художников. Здесь же в домике-музее расположена сельская библиотека. Дальнейшие планы были замечательными, собирались восстановить все как было – из сырца, под камышом, со всеми постройками, расчистить колодец, возродить сад. Но дальше слов дело не продвинулось. В данный момент состояние дома, как исторического памятника, неудовлетворительное. Все пришло в запустение, дом-музей уже несколько лет не отапливается. Но, пока еще не поздно вернуться к решению проблем.

х. Сафьяново

     Если проехать на электропоезде из Ростова в Таганрог, то из окна вагона можно увидеть хутор Сафьяново в 20 км. от г. Ростова н/Д. Этот хутор расположен на высокой террасе над берегом реки Мертвый Донец. Он находится на месте древнего Сафьяновского поселения эпохи бронзы. Первые документальные сведения об образовании этого хутора относятся к 1740 г. Основатели хутора казаки в числе 11 семей бывшего Дмитриевского конного казачьего полка.

х. Ленинаван

     Интересна история создания х. Ленинаван. В 1925 г. члены четырех сельхозобъединений из с. Чалтырь – СОЗ “Трудовик“, Машинное товарищество “Марс-поле“, молочная артель “Халмух-дера“ и СОЗ “Крестьянин“ переселились на жительство в район балки “Халмух-тарама“ – настоящее место хутора Ленинаван. Это были члены 17 больших семей. За лето-осень 1925 г. они построили дома на 3-4 семьи и перезимовали здесь первую зиму. Купили первый трактор “Фордзон“, получили большой урожай зерна. В 1926 г. стали прибывать новые семьи, и стало ясно, что это не временный поселок, это навсегда. В 1927 г. в маленьком частном домике возникла первая школа. Лишь в 1930 г. в центре хутора была построена школа для детей. В 1941 г. в ноябре здание школы было разрушено во время бомбежки. В 1956 г. открылась новая школа с современной планировкой. Х. Ленинаван славится своими людьми. В х. Ленинаван родился и жил известный армянский художник, замечательный человек, ученик великого Сарьяна, Сейран Хатламаджиян. С. О. Хатламаджиян оставил большое количество живописных произведений, часть которых хранится в Государственной Третьяковской галерее, картинной галерее Армении, работы этого художника экспонировались во Франции, США, Дании, Венгрии, ФРГ, Англии, Канаде и т. д.

х. Ленинакан

     Х. Ленинакан имеет очень интересную историю. В 1922 г. члены СОЗов из с. Крым организовали первую трудовую коммуну на месте нынешнего х. Ленинакан. Коммуну возглавил Капрел Асватурович Атаманов, председатель Крымского с/совета. Вместе с ним переселились и несколько семей. Вначале коммунары имели 80 га земли, две лошади, три коровы, одну овцу, числились в ней 71 человек. Вскоре появился первый барак на 8 семей. Сколько было радости, когда в 1927 г. коммуна приобрела свой первый трактор “Фордзон“. Жизнь в коммуне была очень интересной, радостной, общий труд сплачивал людей. Помнят старожилы и первую хуторскую комсомольскую свадьбу. Коммуна из года в год крепла и росла, появились новые коровники, свинарник, два птичника, а также один жилой дом на 100 человек, да еще с клубом, школой, медпунктом, детским садом и столовой. Коммуна просуществовала до 1935 г., она была реорганизована в колхоз с одноименным названием “Труд“.

     Отсталый ранее край, превратился в район сплошной грамотности, высокой культуры. За это время неузнаваемо изменился облик населенных пунктов, год из года поднимается материальное благосостояние труженников района. Газифицированы почти все населенные пункты. В районе работают различные промышленные предприятия, торговые точки. Райцентр застроен многоэтажными домами, благоустраиваются улицы. Вместе с ростом благосостояния растет и культура людей. В районе 16 клубных учреждений, ЦБС с 17 библиотеками, 16 школ, детская школа искусств, спортивная школа и т. д. Волею исторической судьбы небольшая частица армянского народа поселилась в донских степях еще давно, но лишь в 1926 г. получила возможность основать свой район в составе России, бок о бок, плечом к плечу армянский народ трудится рядом с русским народом в дружбе и согласии.

Составитель О. Д. Хачкинаян,
Редакция А. О. Кешешян, М. А. Явруян.
Компьютерный набор А. М. Акопян.
Фотографии А. Д. Мирукян.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Рейтинг@Mail.ru