Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Структура
Режим работы БСП / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовые ресурсы
Экологическая страница
Полезные ссылки





Заявка на комплектование библиотечного фонда






Карта сайта




АНАТОЛИЙ ВЕНИАМИНОВИЧ КАЛИНИН

 

(22 августа 1916 года — 12 июня 2008 года)
русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель и общественный деятель

Когда вечерняя заря
Совсем в окне моём сгустится,
Смогу ль сказать я, что не зря
Мне привелось на свет родиться?
Что я себя не уронил,
Что я себя не опозорил,
И ложью совесть не смутил,
И злу поддаться не позволил.

А. В. Калинин

     Родился 22 августа 1916 года в станице Каменской (г. Каменск-Шахтинский) Ростовской области. Детство и юность писателя прошли на Дону. Отец у Калинина – сельский учитель, был новочеркасским казаком, мать – каменской казачкой. Дед пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был такой редкий бас – профунда… С раннего детства писатель помнит, что вокруг все пели.
     В годы Гражданской войны его отец был членом волостного революционного комитета, участвовал в реквизиции имущества у богатых, налаживал занятия в школах. В раннем детстве Толик стал свидетелем нападения бандитов на их дом, выручила мать, первая выстрелившая из нагана.

 

Дом в г. Новочеркасске

     Места проживания семьи, всегда связанные с донской землей, обусловили близкое знакомство с бытовым укладом и культурой казачества. Позже Калинин вспоминал: «Если то, что обычно принято называть творчеством, начинается с поиска… гармонии музыки жизни с музыкой слова, то где же впервые и можно было вслушаться в эту гармонию, как не в казачьей песне». Впечатления раннего детства и стиль жизни семьи определили активную жизненную позицию Калинина.
     В 12-13 лет Калинин организовал пионерский отряд и стал первым его председателем, писал тексты для отрядной газеты. Еще пионером он начал писать в газеты «Ленинские внучата» (Ростов-на-Дону) и «Пионерская правда» заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону. В 1930 году, подростком, он ездил по хуторам и станицам Дона с рабочей колонной, проводившей коллективизацию. В 1931 году вступил в комсомол, 16-летний Калинин сотрудничал в новочеркасской районной газете «Знамя Коммуны». Первые художественные публикации (стихи и рассказы) состоялись в краевой газете «Молот», но писатель впоследствии назвал их «плохими и поверхностными». Так началась его работа в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии, с 1935 года, как способного журналиста Калинина пригласили на работу в «Комсомольскую правду», он – собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, снова на Дону.
     В 1938-39 годах работает над первой книгой, романом «Курганы», посвященном колхозной нови в казачьем крае, опубликованной в 1940 году. Александр Серафимович, прочитав его, сказал: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!» Ориентация на знаменитого земляка была очевидна. Отдельной книгой роман был напечатан в Ростове-на-Дону в 1941 году.
     В 1939 Калинин работает военным корреспондентом на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М. А. Шолохова. Неохотно раскрывая финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, в свою очередь Шолохов озабоченно расспрашивал о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы. В 1941 году Калинин вступает в Коммунистическую партию. В сентябре того же года командируется в качестве военного корреспондента этой газеты: находился в основном на фронтах южного направления.
     Большую часть своего фронтового пути Калинин прошел вместе с 5-м Донским гвардейским кавалерийским корпусом. Многие герои Калинина впоследствии окажутся так или иначе причастными к этому фронтовому братству. «Я помню время, когда слово „казак“ не произносилось», – вспоминал Калинин. Он считал, что возрождение казачества, его традиций, его уклада жизни началось еще на полях Великой Отечественной. Уже в 1943 году Калинин опубликовал статью «Донские казаки». Именно с подписания указа Сталина о создании Донского казачьего корпуса, по словам писателя, были забыты все распри и казаки пошли на защиту Отчизны. «Казачество во все времена было хребтиной России, – говорил писатель, – И я бы не сказал, что у нас в стране не любят казаков. Народ разбирается…
     Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. Впервые характерный калининский стиль проявился в очерке „Искры над Грозным“ (октябрь 1942), повествующем о кровопролитных боях под стратегически важным для немцев нефтяным редутом, лишь после взятия которого они должны были развернуть генеральное наступление на Сталинград.
     Он пришел в литературу, хорошо зная то, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык. Крестьяне, колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели, стали главными героями произведений Калинина в годы Отечественной войны. Он писал и посылал в газеты очерки из-под Ростова, Моздока, Сталинграда. В 1943 году в Ростове вышла очерковая книжка А. Калинина «Казаки идут на Запад». В журнале «Новый мир» в 1944 году была напечатана повесть «На Юге» (в основу романа легли боевые действия, в которых принимал участие казачий корпус), в 1945 – повесть «Товарищи», посвященный воинской дружбе. На основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман «Красное знамя», изданный в Ростове в 1951 году. Художественный мир Калинина постепенно заселяется его земляками, порой с реальными фамилиями, их судьбы вплетаются в военную тему. Так, в романе «Красное знамя», главными героями которого являются казаки, разворачивается широкая панорама военных действий на Южном фронте, жизни на оккупированных территориях, в лагере военнопленных. Последнее переиздание произведения состоялось в 1954 году.
     Об этом произведении одобрительно писал известный литературовед и критик В. О. Перцов. Также роман понравился А. С. Серафимовичу: «…С большим интересом прочел я новый роман… Еще первая книга „Курганы“ была многообещающей его заявкой. Новая книга Калинина радует. Она говорит о росте писателя, о его большом даровании».
     После войны, в 1946 году, Анатолий Вениаминович поселился в хуторе Пухляковском на Дону. На материале колхозной жизни им написаны здесь очерки о людях донских станиц: «Неумирающие корни» (1947), «В тылу отстающего колхоза», «Братья», «Лунные ночи» (1955), «Гранатовый сок» (1968) и другие, они начинали галерею героев, которые прошли потом через большинство произведений писателя.

 

Дом в станице Пухляковская

     В 1953 году в «Правде» увидел свет очерк «На среднем уровне». Это был смелый, злободневный разговор писателя о развитии деревни, о стиле партийного руководства. Сам писатель говорил об этом так: «С очерка „На среднем уровне“ и последовавшего за ним очерка «Лучные ночи“ и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен как писатель… Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но окрыляющих…».
     Картины прошедшей войны оживают в повестях Калинина, в них писатель, возвращаясь к событиям минувшей войны, раскрывает связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников.
     Проникнут нравственной тревогой роман «Суровое поле» (1958), органично соединяющий в своей композиции различные временные и пространственные пласты. Современность сочетается с военными ретроспекциями. Среди знакомых уже военных и деревенских персонажей живет писатель Михайлов, чье восприятие и воображение берет на себя сюжетообразующую функцию (прием сродни леоновскому в романе «Вор» – образ писателя Фирсова). Среди многочисленных положительных откликов о романе резко прозвучало осуждение Калинина за «моральную реабилитацию власовщины» в той части романа, где писатель сделал попытку дифференцированно подойти к проблеме вины военнопленных (выступление С. Злобина в журнале «Новый мир» № 3 за 1959 год).

     В 1962 году вышел в свет роман А. Калинина «Запретная зона» (книга первая), посвященный строительству Волго-Донского канала, где писатель продолжает развивать тему о доверии к человеку, в данном случае – к заключенному. В этом произведении поставлены проблемы формирования нового человека, вскрыты и осуждены явления, которые нельзя примирить с коммунистической совестью. Главный герой романа Греков – один из тех партийных работников, которые характеризуют и выражают нашу эпоху.
     В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны», в ней автор исследует феномен предательства и, как в евангельском сказании, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание сохранить и приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства. Варвара Табунщикова выдает немцам раненого солдата. Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие за совершенный грех – она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом. Казалось бы, этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование и рассказывает о том, как тяжело пришлось дочери Варвары – ухаживать за парализованной матерью, выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих (в первую очередь мужа) за то, что обихаживает «волчицу». Такая разомкнутость сюжета, размытость окончания оказывается сродни мифу.

Возврата нет. Суровое поле. Эхо войны.
А. В. Калинин

     Но не роман «На юге» и другие произведения на казачью тему принесли Анатолию Калинину всенародную известность. Она пришла к нему с публикацией «Цыгана». «Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я еще не знал, что буду писать роман „Цыган“… А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца… Потом, когда я переехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата – Будулаем», – вспоминал об истории написания романа сам автор.

Цыган. А. В. Калинин

     Преимуществами «разомкнутого» сюжета воспользуется Калинин в серии повестей «Цыган» (1-я часть – 1961, 2-я – 1968, 3-я – 1969, 4-я – 1974; отдельным изданием – 1975). Фабульные корни этого произведения традиционно для Калинина уходят в военное время, которое во многом предрешает происходящие спустя годы события в жизни героев. Самым ярким достижением романа можно считать запоминающиеся образы главных героев – красивой, исполненной чувства собственного достоинства русской крестьянки Клавдии и благородного, не лишенного романтических черт цыгана Будулая. Высокий накал их зрелой, но трепетной любви делает убедительными самые невероятные хитросплетения сюжета. Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране. По 1-й части романа в 1967 был создан художественный фильм «Цыган» (режиссер и исполнитель роли Будулая – Е. С. Матвеев). Еще больший зрительский успех имела телевизионная многосерийная версия романа, вышедшая в 1979 под тем же названием (в главных ролях – М. Волонтир и К. Лучко), получившая всенародную признательность и любовь к главным героям.
     Роман «Гремите, колокола!» (1966-67) сюжетно и системой персонажей связан с романом «Запретная зона», посвящен проблемам семейного, нравственного и эстетического воспитания молодежи в семье и, как другие произведения А. Калинина, привлекает анализом духовного мира героев.
В повести «Возврата нет» (1971) невероятные по драматическому накалу события заполняют судьбу по-настоящему красивой внешне и внутренне Антонины Кашириной, женщины, которой выпало пронести на своих плечах нелегкий груз жизни.
     Для его произведений характерна постановка важных вопросов современной жизни. Идейно-философская концепция творчества А. Калинина выражена в системе образов его героев: с одной стороны, герои, рожденные советской действительностью, – секретарь райкома партии Еремин, писатель Михайлов, колхозники Дарья и Андрей Сошниковы, Клавдия Пухлякова и Будулай; с другой – люди, души которых искалечены накопительством, властью собственности – Варвара Табунщикова, Стефан Демин, Лущилины и другие.
     Повести «Эхо войны» и «Возврата нет» были удостоены Государственной премии РСФСР имени Горького за 1973 год.

 

     Анатолий Калинин – один из последователей шолоховских традиций в литературе. В 1964 году была издана книга очерков писателя о Шолохове – «Вешенское лето», которая много раз переиздавалась. В 1975 году вышла в свет книга А. В. Калинина «Время „Тихого Дона“», опубликованная сначала в «Известиях». В 1982-1983 годах вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание, помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи и поэма.
     Его гнетет тоска о «светлом друге, без которого сместилось в жизни все»:

Заоблачных лампад струится вечный свет,
Над Доном листопад, а Шолохова нет,
Вздымая гриву волн, бессмертной славе вслед,
К Азову рвется Дон, а Шолохова нет,
Причалив к яру струг, с серьгою в ухе дед,
Скликает всех на Круг, а Шолохова нет.
И так синит глаза лампасов вешний цвет,
Что катится слеза, а Шолохова нет.

     Ряд произведений А. В. Калинина переведен на языки народов бывшего СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.
     Награжден орденами, а также медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов; более 20 лет был депутатом Верховного Совета России.
     На радио в 1983, 1985 годах режиссером Э. Верником была осуществлена радиопостановка по мотивам романа «Цыган» с участием артистов: К. Лучко, Л. Маркова, А. Джигарханяна, Т. Пельтцер, А. Покровской, Л. Дурова, Р. Суховерко и других артистов московских театров.
     В коллекции радиофонда есть также запись радиокомпозиции спектакля «Суровое поле» А. Калинина в исполнении артистов Театра-студии киноактера. В 1983 году корреспондентом радио была записана беседа с писателем – это был серьезный разговор о его творчестве, о замысле романа «Цыган», о войне. О донских песнях, оказавших сильное влияние на творчество писателя. А. Калинин читает свои стихотворения: «В стужу лютую…», «Твое ли это детство было…», «На тризне памяти военной».

     «И в том, что сегодня на Дону тихо, есть немалая заслуга и казачества». В то же время Анатолий Калинин не приемлел раскола казаков на «реестровых» и «нереестровых». Мечтал собрать у себя за столом всех казачьих атаманов и дать клятву объединится, забыв былые обиды. Как это случилось во время Великой Отечественной в Пятом Донском корпусе генерала Селиванова…

Не упади, звезда на землю:
Тебе на ней и места нет,
Лишь только в небе и приемлют
Земные очи звездный свет.
Не урони себя с вершины
В молниеносной борозде.
Не оставляй в ночной пустыне
Мне только память и звезде.

А. Калинин

     «…Со времен оттепели Калинин в известной мере пытался говорить правду. Чрезвычайно сильную полемику вызвал его роман „Суровое поле“ (1958), в котором поднята неоднозначная проблема осуждения всех советских военнопленных, в особенности – состоявших какое-то время на немецкой службе (армия Власова); Калинин призывал вернуть доверие к людям, утраченное во времена Сталина. Тема человечности становится главной и в его романе «Запретная зона» (1962), рассказывающем о строительстве гигантского искусственного моря на Дону».

Вольфганг Казак (1927 – 2003), немецкий славист и литературный критик

     Главное достояние Донского края – люди, проживающие на берегах великого Тихого Дона и Азовского моря. Именно донская земля породила двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Пожалуй, после Шолохова и Солженицына, особым уважением пользуется творчество донского писателя Анатолия Калинина.
     Скончался Анатолий Вениаминович 12 июня 2008 года, в станице Пухляковской. В доме, где он жил с 1946 года, создан мемориальный музей. На доме в г. Каменск-Шахтинский, где А. В. Калинин родился и провёл детские годы, установлена мемориальная доска.

Памятник донскому писателю Анатолию Калинину, установлен в усадьбе писателя – в хуторе Пухляковском

     Проходит время, но творчество Анатолия Калинина остается бессмертным среди читателей не только нашей страны, но и многих стран мира.

Использованные источники:

1. Гурвич, С. У писателя-земляка [Текст] / С. Гурвич. – Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство, 1959. – 232 с.
2. Калинин Анатолий Вениаминович [Текст] / [Н. А. Калинина]. – Ростов н/Д: Альтаир, 2013. – 240 с.: ил. – (Гордость России).
3. Карпова, В. М. Жизнь и творчество А. В. Калинина [Текст] / В. М. Карпова. – (Удостоверение, сохранившееся в личном архиве А. В. Калинина).
4. Русские писатели 20 века [Текст]: биографический словарь. – М., 2000. – С. 327.
5. Фёдоров, Л. Читая Анатолия Калинина [Текст] / Л. Фёдоров // Нева. – 1959. – № 4.
6. Чеботников, В. Анатолий Калинин [Текст] / Виктор Чеботников // Новочеркасская неделя. – 2005. – № 33.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Рейтинг@Mail.ru