Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовые ресурсы
Экологическая страница
Полезные ссылки





Заявка на комплектование библиотечного фонда







Карта сайта




ВЫПУСК 4 (14)

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
КОМФОРТНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СРЕДА И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ БИБЛИОТЕКИ

Семинар библиотекарей муниципальных библиотек

1. Издательская деятельность: составление, издание, распространение библиографической продукции
— опыт работы МЦБ, обмен опытом.

2.Комфортная библиотечная среда и привлекательный образ библиотеки
— Пути создания благополучного имиджа библиотеки: лекция-консультация

• • •

1. Выставка издательской продукции:
— принцип отбора материала,
— принцип выбора тем:
— в соответствии с годовым планом работы,
— запросами и потребностями пользователей,
— с целью раскрытия фонда библиотеки и т. д.
ведущий методист,
зав. отд. обслуживания

2. Пути создания благополучного имиджа библиотеки
лекция-консультация,

     Еще в 1917 году в своей работе «Руководство для небольших библиотек» теоретик библиотечного дела страны Любовь Борисовна Хавкина (автор первого в стране проекта библиотечного образования, создатель первых универсальных пособий по библиотековедению, основатель первых библиотечных курсов, составитель «Трехзначных авторских таблиц Кеттера» применительно к русскому языку) писала о комфортности библиотечной среды: «Библиотека должна иметь видную, но не кричащую вывеску. При входе в библиотеку должны быть выставлены крупно напечатанные условия пользования библиотекой и витрины с обложками новых книг. В небольших библиотеках на окнах, выходящих на улицу, могут быть выставлены книги как в книжных магазинах. Полезно, также, книги выставлять в раскрытом виде, чтобы можно было прочесть страницу текста, видеть рисунки. Можно даже при самых малых затратах придать помещению привлекательный вид».
     Понятие «библиотечная среда» вошло в терминологию отечественного библиотековедения сравнительно недавно и научно обоснованное его определение еще в разработке. На современном этапе имеется в виду ряд условий духовного и материального характера, способствующих или препятствующих привлечению пользователей в библиотеку, комфортности пребывания в ней пользователей и сотрудников, удовлетворению потребностей в чтении и информации.
Понятия «библиотечная среда» и «привлекательность библиотеки» в настоящее время все чаще связывают воедино, т. к. в обоих случаях речь идет об определенных условиях пользования библиотекой, совокупность которых определяет, в конечном счете, отношение к ней реальных и потенциальных пользователей, сферу ее социального воздействия.
     Условно можно выделить две стороны комфортности и привлекательности библиотек:
— материальную (предметную);
— нематериальную (духовно-нравственную).
     К материальной составляющей привлекательности библиотек относятся: интерьер, отопление, освещение, буфет и т. д., наличие или отсутствие которых связано в основном с уровнем финансирования, а также хозяйственной сметкой администрации, ее стремлением обеспечить пользователям определенные удобства.
     Примеры современных требований к комфортности библиотечной среды:
     Здание должно быть приспособлено к использованию его библиотекой, если оно не выполнено по специальному проекту.
     Освещение не  должно быть слишком ярким или тусклым, целесообразно снабдить читальные залы настольными лампами. Не желательно использовать люминисцентное освещение (придает лицу болезненный вид, быстро выходит из строя, издает звуки, действующие на нервы)
     Влажность в помещении библиотеки должна быть не ниже 40 %.
     Проветривание следует осуществлять каждые 15 мин. в течение 1 часа работы. В теплое время года необходимо кондиционирование.
     Температура воздуха должна быть 18-210 С.
     Интерьер:
— цветовая гамма: наиболее благоприятно влияют на нервную систему человека светлые тона – голубой, золотистый, светло-зеленый, кремовый;
— оборудование предпочтительнее деревянное.
     Есть определенные требования к оборудованию:
— книги не рекомендуется ставить ниже 30 см. от пола,
— высота стеллажа не должна превышать 2,15 м.;
— столы должны быть не менее 90 см. и рассчитаны на двух пользователей.
     Озеленение библиотеки не только создает уют, но и оказывает благоприятное воздействие на здоровье человека.
     Наглядная информация. Ни в коем случае нельзя допускать использование выцветших или оформленных «от руки» объявлений, вывесок. Учитывая, что все надписи призваны помочь пользователям ориентироваться в библиотеке, они должны быть понятны (без сокращений), выдержаны в одном стиле.
     Этические вопросы библиотечной профессии. Чтобы выйти на уровень действительно равноправного диалога с читателями, библиотекарю надо многое в себе изменить. Профессионалы осознают, что им необходимо воспитать в себе личностные черты, необходимые всем, кто связан с обслуживанием людей. Их насчитывается более тридцати, если говорить только об общечеловеческих качествах. Среди них: доброжелательность, вежливость, тактичность, порядочность, общительность, обаяние, добродушие, внимательность, аккуратность, опрятность, сдержанность, способность слушать собеседника  и т. д.   Не менее важно в чем-то изменить поведение в библиотеке и самого пользователя. В процессе обслуживания часто возникают конфликтные ситуации только потому, что пользователи не знают всех «библиотечных премудростей». В связи с этим, постоянно должно осуществляться их обучение информационной грамотности. Вывод: именно в сфере библиотечного обслуживания имеются большие потенциальные возможности, использование которых может существенно изменить нынешний образ библиотеки в общественном сознании и ее социальную востребованность.
     Библиотеки, чтобы стать привлекательными, стараются выяснить причины читательских пристрастий или антипатий. В числе рекомендаций, направленных на преодоление негативного отношения к библиотекам, рассматриваются следующие:
— облегчение доступа пользователей к необходимым им документам;
— повышение комфортности обслуживания;
— улучшение разъяснительной работы среди пользователей и рекламы для создания имиджа библиотеки;
— обеспечение дистанционного доступа к ресурсам библиотеки.
     Характер библиотечной среды зависит от выбора библиотекой приоритетов своей деятельности, их соответствия потребностям ближайшего социального окружения.
     Очевидно, что если пользователи той или иной конкретной библиотеки видят в ней, например, культурно-общественный центр, место отдыха и духовного обогащения, а им предлагается нечто иное – никогда, даже при самых мыслимых удобствах, библиотечная среда не будет комфортной и привлекательной.
     Таким образом, вопросы создания соответствующей библиотечной среды нужно рассматривать  не изолированно, а в общем контексте проблем стратегического планирования и управления качеством обслуживания. При этом необходимо учитывать, что связь библиотеки с пользователем определяется, помимо прочего, тем, как им чисто субъективно воспринимаются те или иные услуги.

Источник:

Манайчева, О.В. Комфортность библиотечной среды [Текст] / О.В. Манайчева // Шпаргалки для обучающих: учеб. пособие / ДГПБ – Ростов н/Д., 2000 – С. 21-33.

Рекомендательно-библиографический список:

Издательская деятельность:

     Борисова, Т. Традиции старые – подходы новые. [Текст]: создание собственной печатной продукции, издательская деятельность, формы: опыт. / Т. Борисова. // Библиотека. – 2007. – № 3. – с. 66-69. 

     Головко, С. И. Библиотечная деятельность: принципы обновления. Вып. № 83: науч.-метод. пособие / С. И. Головко – М.: Либерея-Бибинформ, 2008 – (Библиотекарь и время. XXI век.)

Привлекательная библиотека:

     Артемьева, Т. «Рекламный листопад» [Текст]: о рекламе, как о средстве привлечения читателей в библиотеку, раскрытия ее возможностей, формирования положительного имиджа; опыт. / Т. Артемьева  // Библиотека. – 2007. –  № 1. – с. 42-44. 

     Балашова, Е. В., Тищенко, М. Н., Ванеев, А. Н. Библиотечный дизайн: учеб. пособие / Е. В. Балашова, М. Н. Тищенко, А. Н. Ванеев – М.: Гардарики, 2004.

     Борисова, О. О. Реклама в библиотеке. Вып. № 34: учеб.-практ. пособие / О.О. Борисова – М.: Либерея-Бибинформ, 2005 – (Библиотекарь и время. XXI век.)

     Головко, С. И. Библиотечная деятельность: принципы обновления. Вып. № 83: науч.-метод. пособие / С. И. Головко – М.: Либерея-Бибинформ, 2008 – (Библиотекарь и время. XXI век.)

     Дворкина. М., Мелентьева, Ю. Этика и этикет [Текст] / М. Дворкина, Ю. Мелентьева. // Библиотека – 1996. – № 3 – С. 33-34.

     Криворучко, М. Будьте узнаваемы! [Текст]: фирменный стиль библиотеки / М. Криворучко // Библиополе – № 4 – С. 52-54.

     Ловкова, Т. Традиция и «творческий прорыв»         [Текст]: Будущее библиотек – за всемерным развитием инновационных начал в их деятельности социальной роли публичных библиотек сегодня) / Т. Ловкова. // Библиотека. – 2007. –  № 6. – с. 40-42.  

     Симонова, Г. Студия – место и время «подтянуться». [Текст]: Библиотека – центр педагогического просвещения; школа инновационного творчества. / Г. Симонова. // Библиотека. – 2007. –  № 4. – с. 77-78.           

     Сукиасян, Э. Найти свою специальность. [Текст]: как найти свое место в библиотеке? / Э. Сукиасян. // Библиотека. – 2007. –  № 4. – с. 79-81

     Сукиасян, Э. О массовой работе. И не только о ней. [Текст]: о «массовой» и «публичной» библиотеках – направлениях работы, задачах. / Э. Сукиасян. // Библиотека. – 2007. –  № 5. – с. 52-54.

     В копилку специалиста. Вып. 4 (14):  Издательская деятельность. Комфортная библиотечная среда и привлекательный образ библиотеки. Пути создания благополучного имиджа библиотеки [Текст]: методическая разработка, рекомендательно-библиографический список / МУК  МЦБ; МБО; сост. и отв. за вып. А. О. Кешешян. – Чалтырь, 2009. – 25 экз.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru