Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




Краеведческий календарь знаменательных и памятных дат Мясниковского района за 2005 год

     12 января – 120 лет со дня рождения Сергея Лукашина (Саркиса Лусегеновича Срабионяна) (12. 01.1885 – 1937) – профессионального революционера, общественного, политического деятеля.
     Родился Саркис Лукашин 12 января 1885 г. в с. Крым Донской области. Здесь же окончил школу, затем поступил в Нахичеванскую-на-Дону армянскую семинарию, по окончании которой уехал в Баку. В Петербурге оканчивает университет, а затем и политехнический институт, получает высшее юридическое и экономическое образование. Много лет профессиональной деятельности провел на Дону. Жил в эмиграции (до 1917 г.) за границей. Его именем названы главная улица с. Крым, колхоз и средняя школа.

Источники:
1. Карапетян, А. Саркис Лукашин (Срабионян): Очерк. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1986. — 96 с. – (Люди земли донской).
2. Люди земли донской: Очерки. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1983. – С. 97-99.


     20 января − 70 лет со дня рождения учителя, краеведа, активного селькора, страстного книголюба, неутомимого общественника, литератора, основателя литературной студии им. Р. Патканяна – Хевонда Огасаповича Кристостуряна (Наирьяна) (1935 — 1997).
    “Есть люди, значимость и незаурядная роль которых в обществе осознается в полной мере, увы, только после их смерти, хотя и при жизни разносторонняя одаренность, многогранная общественная деятельность, огромное человеческое обаяние их столь очевидно, что не позволяют усомниться в том, что они войдут в историю своего народа, а их творения – в сокровищницу национальной культуры“. Эти слова сказаны о  Хевонде Огасаповиче Кристостуряне нашей землячкой К. Хартавакян на научной конференции “В единой семье“ в Донской Государственной Публичной библиотеке.
      Родился Хевонд Огасапович 20 января 1935 года в селе Чалтырь, в крестьянской семье. Со школьных лет начал писать стихи и заметки в районную газету. После окончания СШ №1 в 1954 году, был призван в ряды Военно-Морского Черноморского флота, сотрудничал во флотской газете «Флаг Родины», работал наборщиком в типографии на крейсере «Кутузов». В отряде военных кораблей ходил в поход вокруг Европы.   Побывал с визитом дружбы в Югославии, Албании. Конечно, впечатления от новых мест, интересных встреч подсказали темы для многих будущих очерков, стихов.
     С 1958 по 1963 годы учился в Шахтинском государственном пединституте, на историко-филологическом факультете, а затем 3 года, по направлению, работал учителем в селении Улус-Керт и Итум-Кале Чечено-Ингушской АССР, преподавал русский язык и литературу. Уже тогда активная творческая деятельность Хевонда Огасаповича нашла отражение в трех машинописных альманахах на русском и чеченском языках, которые он выпустил вместе со своими учениками. Которые высоко оценили известные чеченские писатели: Халид Омаев и Магомет Мамакаев.
     В 1967 году, вернувшись в родное село, стал учительствовать в школах Чалтыря. В средней школе №1 основал литературно-творческий кружок им. Е. Чаренца. В 1969 году вместе с кружковцами выпустил машинописный альманах «Чалтырь» с предисловием видного донского писателя М. Андриасова.
     Уже в те годы Хевонд Огасапович стал активно сотрудничать с районной газетой «Заря коммунизма», с которой был неразлучен более 40 лет. И не случайно Х.О. Кристостурян был избран секретарем районных организаций: Общество охраны памятников истории и культуры и Общество «Знание», возглавлял районный клуб любителей прекрасного “Наири“.
     В те же годы он начал преподавать армянский язык и литературу. Более 20 лет Хевонд Огасапович прививал своим ученикам любовь ко всему родному, развивая их творческие способности, выявляя поэтические дарования. Вместе с коллегами и учениками создал еще один машинописный альманах “Золотая гора“, который вместил в себя 80-летнюю историю школы №11.
     Человек широкой эрудиции, Хевонд Кристостурян находился в постоянном поиске, собрал обширный материал для своих «Очерков по истории донских армян», запечатлел жизнь многих замечательных земляков в статьях и стихах.
     А сколько незабываемых встреч было в жизни Хевонда Огасаповича? Людвиг Дурьян, Мартирос Сарьян, Ованес Шираз, Сильва Капутикян. Как дороги были ему письма и книги с автографами Мариэтты Шагинян и других видных русских и армянских писателей.
    Созданная им в 1990 году литературная студия им. Р. Патканяна объединила местных журналистов, фольклористов, поэтов, установила тесные творческие контакты с донскими писателями. Вместе с литстудийцами он создал литературно-художественный и краеведческий альманах “Чалтырь – 2“, вмещающий много интересного по истории и культуре донских армян, который представляет большую ценность для всех изучающих родной край.
    Кристостурян Х.О. был пламенным патриотом донской земли, большой и малой Родины, пропагандистом русско-армянской дружбы. По его инициативе проведено много вечеров, посвященных классикам, фольклористам, встречи с донскими писателями, организовано много интересных поездок. Ни одно сколько-нибудь значимое культурное мероприятие в селе, в районе, не проходило без его участия. А впечатлениями о них он делился с читателями «Зари» в своих зарисовках, очерках, статьях. Было много публикаций и в донской периодике – 2-ой том антологии современной донской поэзии, в первом и втором номерах литературно-художественного альманаха «Южная звезда», в переводах видных донских поэтов, и в центральной ( «Учительская газета»), и в периодике Армении. Он творил в основном на армянском языке. Им подготовлены к изданию два сборника стихов и поэм: «Свирель отца» — на армянском языке, и «Зурна» — в переводе на русский, а также «Очерки по истории донских армян».
    Хевонд Огасапович – наш современник, жил, работал, творил среди нас, но безвременно ушел из жизни 19 ноября 1997 г. Все, кто его знали, единодушны в одном – это человек оставивший яркий след в истории и культуре донских армян.
    Наконец, усилиями многих людей, богатое поэтическое наследие Х.О. Кристостуряна увидело свет в 1998 году в сборнике стихов «Зурна», к годовщине смерти поэта. Но свою первую книгу Хевонду Остаповичу не довелось увидеть.
Литературные и краеведческие труды Х. Наирьяна / Кристостуряна ждут своих исследователей, переводчиков, издателей, читателей.
Источник:
1. Гришенков, О. Лира – зурна Наирьяна / О. Гришенков // Веч. Ростов. — 1998. – 20 нояб.
2.  «Золотая гора»: альманах литературного кружка школы № 11. – Чалтырь, 1995.
3. Кристостурян, Х. О. Очерки по истории донских армян: рукопись / Х. О. Кристостурян.
4. Крымская, К. Презентация «Зурны» в Ростове / К. Крымская // Заря. – 1999. — № 7. – 20 янв. – С. 3.
5. Лусинян, С. В память о нашем земляке: Культурная жизнь / С. Лусинян // Заря. – 2000. — № 94-95. – 5 авг. – С. 8.
6. Наирьян, Х. О. Зурна: лирика / Х. О. Наирьян; пер с арм. – Ростов-н/Д., 1998. – 247 с.: ил.
7. Наирьян, Х. О. Свирель отца: лирика: рукопись / Х. О. Наирьян; на арм. яз.
8. Поповян, А. «Поэт в России больше, чем поэт» / А. Поповян // Заря. – 2003. — № 18-19. – 15 февр. – С. 3: ил.
9. Хартавакян, К.С. Мы из древнего града Ани [Текст] : сб. стихов / К. С. Хартавакян. − Ростов н/Д: Изд-во «Приазовский край», 1999. – 208 с.
10.  «Чалтырь»: альманах литературного кружка школы № 1. – Чалтырь, 1969.
11.  «Чалтырь — 2»: альманах литературной студии им. Р. Патканяна. – Чалтырь, 1995.
12. Чибичян, А. Поэзия близкая и знакомая / А. Чибичян // Заря. – 1999. — № 7. – 20 янв. – С. 3.


    16 февраля – 25 лет со дня создания музея истории села Крым и колхоза им. Лукашина (1980).
    Есть люди, которые своими подвигами, делами прославили страну. Но мы бы ничего о них не знали или знали бы очень мало, если бы не было на свете тех, кто всю свою жизнь бережно и любовно, буквально по крупицам собирал и хранил эти истории, чтобы донести его до потомков. Один из них Гайк Андирасович Поповян – человек отличающийся интеллигентностью, эрудицией, кругозором – заведующий музеем колхоза им. Лукашина и с. Крым. Проработав многие годы в школе, он организовал уголок истории села. Но со временем этот “малый музей“ перестал отвечать возрастающим требованиям, интеллектуально-духовным потребностям населения.
    Учитывая многие обстоятельства, в 1979 году правлением колхоза им. Лукашина, которым руководил Г.А. Срабионян, было принято решение организовать в с. Крым музей истории села и разместить его в небольшом, уютном помещении, расположенном в здании Дома культуры. Весь 1979 год члены совета будущего музея собирали материалы. Очень много сделали С.А. Додохян, бывший тогда секретарь парткома колхоза, ветераны Г.В. Бабиян, В.Х. Айдинян, Х.М. Галашокян, учащиеся Крымской средней школы. Переписка с земляками из Москвы, Киева, Еревана, Ростова давала богатейший материал для экспозиций будущего музея. Среди них были преподаватель военной академии Христофор  Михайлович Джелаухов (Джелаухян), доктор экономических наук Г.М. Харахашян, 14-кратный чемпион СССР – А.В. Ялтырян и многие др. С каким терпением, скрупулезностью подбирался богатейший фактический материал о переселении армян с Крыма на Дон. Все собранные документы тщательно проверялись. На их основе колхоз потом заказывал стенды. Из предметов домашнего обихода, любезно представленных сельчанами, отбиралось самое лучшее. А сколько труда вложил Хачерес Григорьевич Гайбарян, пенсионер из г. Ростова-на-Дону, чтобы создать абсолютно точные макеты сельской кузни, крестьянской арбы, дома Лукашина. С. А. Тирацуян передал глиняный  кувшин XIX века,  З.А. Хачикян – безмен XIX века, С. О. Тирацуян – деревянное ярмо для волов, М.Х. Карпоян – чарохи (лапти из сыромятной кожи), халчины (гольфы из шерстяной нити). Материал поступал, и его нужно было научно систематизировать. По договоренности с Ростовским-на-Дону краеведческим музеем консультантами стали научные работники Н.Г. Фрадкин и Б.И. Кобрин, при активной помощи ростовского литератора А.А. Айрумяна.
    В музее достойное место отведено знаменитым крымским династиям – Чубаровым и Айдиновым, из среды которых вышли люди, занимавшие высокие посты в государстве, известные в науке, образовании.
    Много уникальных материалов о знаменитых спортсменах, призерах престижных турниров – Я.В. Ялтыряне, К.М. Термалаяне, М.А. Деремяне, Л.Х. Поповяне и многих других.
    И вот 16 февраля 1980 года, в день освобождения сёл и хуторов от немецко-фашистских захватчиков состоялось торжественное открытие музея.
    Музей села Крым вызывает неизменный интерес не только у жителей района, но и у многочисленных гостей. С экспонатами музея ознакомились туристы из 43 стран мира: США, Франции, Дании, Кубы, Польши и др. Музей является объектом посещения Ростовского бюро путешествий и экскурсий. О впечатлениях туристов рассказывают записи, оставленные в книгах отзывов музея на многих языках мира. Музей постоянно поддерживает связь с Таганрогским музеем краеведения, дружит с Ростовским музеем краеведения и музеем русско-армянской дружбы «Сурб-Хач», переписывается с Ереванским историческим музеем.
    В 1987 году приказом Министерства культуры РСФСР от 23 апреля Крымскому музею, единственному колхозному музею области было присуждено почетное звание «Народный музей».
    Музей села Крым действует и постоянно пополняется экспонатами. Сельский музей бережно хранит родную историю и передает память новым поколениям.

Источники:
1. Додохян, С. Двойной праздник / С. Додохян // Заря коммунизма. – 1985. – 28 февр. – С. 6.
2. Крымский музей – хранитель истории армянского народа // Наше время. – 1994. – 5 июня. – С. 2.
3. Присвоено звание народного: [Музею села Крым] // Заря коммунизма. – 1987. – 31 окт.
4. Саргсян, О. Присвоено звание народный / О. Саргсян // Заря коммунизма. – 1987. – 30 окт. – С. 1.
5. Шагинян, С. Сохранили самобытность нации: [О музее с. Крым] / С. Шагинян // Заря коммунизма. – 1989. – 30 сент. – С. 4.
6. Шагинян, С. Хранитель истории / С. Шагинян // Заря коммунизма. – 1989. – 17 окт. – С. 2.


    28 февраля – 125 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка – народного художника СССР, действительного члена Академии художеств, Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской и Государственной премий СССР Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880 – 1972).
    В 1883 году на берегу речки Самбек отец Мартироса Сарьяна построил свой дом. . Чкалово Мясниковского района).
    В семье Сарьянов было девять детей. Сарьяны занимались нелегким сельскохозяйственным трудом, к чему приобщили с раннего возраста и детей. Но отец Мартироса Сергеевича всегда мечтал дать детям образование. В семь лет Мартироса перевозят в город Нахичевань-на-Дону, где он живет у старшего брата – Ованеса. Школа, Нахичеванское училище, а по его окончании, в 1895 году, Сарьян работает в конторе по распространению газет и журналов. В свободное время он тайком рисовал посетителей. Рисунки Сарьяна заметил и оценил друг брата О. Амбарданов, студент Московского Лазаревского института. Так в семнадцатилетнем возрасте, после предварительной подготовки у своего земляка Амаяка Арцатбаняна, Мартирос поступает в Московское училище ваяния и зодчества. Он занимается в мастерской виднейших русских живописцев В. Серова и К. Коровина.
    Неизгладимое впечатление на Сарьяна произвела Армения, куда он приезжает в 1900 г. В 1902 г. он осуществляет свою давнюю мечту – посещает древний город Ани (прародину). С 1910 – 1913 гг. Мартирос Сергеевич побывал в Турции, Египте, Иране. Картины, написанные им во время этих поездок, представляют собой наивысшие творческие достижения художника. Эти работы были представлены на крупнейших выставках того времени, приобретены Третьяковской галереей.
    Узнав о страшной трагедии армянского народа – геноциде 1915 года, он самоотверженно помогает спасшимся от резни беженцам из Западной Армении, особенно детям. Вскоре он переезжает в Тифлис (Тбилиси), участвует в организации и деятельности общества армянских художников. Здесь он встречается со своей будущей женой, дочерью армянского поэта Хазароса Агаяна – Лусик. Сарьяны переезжают на родину художника в Нахичевань-на-Дону, где в 1917 году у них рождается сын – Саркис, а на отцовском хуторе Самбек в 1920 г. рождается их младший сын – Хазарос. В эти годы Сарьян занимается с Ервандом Шахазизом организацией армянского краеведческого музея и общества художников. Он становится первым директором музея, где были собраны уникальные экспонаты.
Вскоре, в 1921 году, по приглашению председателя Совета Народных Комиссаров Армении А.Ф. Мясникяна, Сарьян с семьей переезжает в г. Ереван, где активно участвует в работе обществ художников, охраны памятников старины, становится директором Государственного музея Армении.
    Когда в Париже была устроена персональная выставка Сарьяна, газета «Заря Востока» писала, что редко на долю художника-иностранца выпадал такой успех, какой имел Сарьян в Париже.
    Тридцатые годы – расцвет творчества Сарьяна. Создана огромная серия пейзажей, портретов, натюрмортов, связанных своими сюжетами с Арменией. Произведения художника экспонируются на выставках в Москве, Ленинграде, Ереване, а также за рубежом в Венеции, Берне, Цюрихе, Копенгагене, Нью-Йорке, Филадельфии и т. д. Большую работу ведет Сарьян и в области театрального искусства: создает эскизы, декорации и костюмы для постановок спектакля “Тигран“ Ф. Готьяна, оперы “Золотой петушок“ Н. Римского-Корсакова, “Храбрый Назар“ А. Степаняна. За оформление оперы “Алмаст“ Спендиарова А. Сарьян был удостоен Государственной премии.
Мартирос Сергеевич много работает и в книжной графике, создает обложки и иллюстрации к изданиям книг Саят-Нова, А. Исаакяна, О. Туманяна и др. В 1947 г. Сарьян становится действительным членом Академии художеств СССР и Академии художеств Армянской ССР.
    Вскоре Сарьяну было присвоено звание народный художник СССР, а чуть позже, в связи с 85-летием «мастер кисти» получил еще одну награду – звание Героя Социалистического Труда.
    Вторую половину своей жизни художник провел в Армении, однако никогда не терял связи со своей малой родиной, с ее жителями, с друзьями. Рукой Сарьяна нарисовано генеалогическое дерево Хатламаджиянов (которое можно увидеть в музее Сурб-Хач).
    В 1958 г. М. Сарьян приехал в Ростов, побывал в Чалтыре, в х. Самбек, где встречался со своими родными, друзьями, художниками, испил холодной воды из колодца, который вырыл его отец.
    Дом в х. Чкалово, где Сарьян провел свои детские годы, восстановлен и сохранен как дом-музей М. Сарьяна, на доме установлена  мемориальная доска «В этом доме провел свое детство и юношеские годы Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР и Армянской ССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий Мартирос Сергеевич САРЬЯН».
    Большое влияние Мартирос Сарьян оказал и на художников нашего района. Ереванский государственный театрально-художест-венный институт окончили С. Хатламаджиян, М. Гизгизян, С. Килафян, А. Даглдиян, Х. Гренадеров.
    В одном из посланий С. Хатламаджияну Сарьян пишет: “Меня очень интересует Мясниковский район: как там дела, что там думают об открытии музея…?“
    По прошествии лет пожелание М.С. Сарьяна исполнилось – у нас в районе есть свой музей, и видное место в нем занимает экспозиция, посвященная нашему великому земляку.
Мартирос Сергеевич Сарьян прожил долгую и плодотворную жизнь и умер 1972 г. в возрасте девяносто двух лет.

Источники:
1. Гегузин, И. М. “Природа – мой дом…“: Прекрасное должно быть величаво: [О М.С. Сарьяне]. – В кн.: Гегузин И.М. Страницы ростовской летописи: О чем рассказали мемориальные доски / И.М. Гегузин. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1983. – С. 161-165: ил.
2. Корнилов, Е. А. Октябрь в судьбе Мартироса Сарьяна: Деятели искусства: [О М.С. Сарьяне] / Е.А. Корнилов. – В кн.: Люди земли донской: Очерки / Сост. И. Д. Демченко. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1983. – С. 310-314: ил.
3. Михайлов, А.И. Мартирос Сергеевич Сарьян / А.И. Михайлов. – М.: Сов. художник, 1958. – 107 с.: ил. – (книга с автографом М. Сарьяна).
4. Мошиян, А. Мастер кисти: К 120-летию со дня рождения М.С. Сарьяна / А. Мошиян // Заря. – 2000. — № 25-26. – 26 февр. – С. 3: ил.
5. Наши. Ростов – на – Дону: фотоальбом / авт. проекта Л. А. Суркова. – Ростов н/Д: Омега Принт, 2004. – 96 с.
6. Ростовский областной музей краеведения / М-во культуры Ростовской области; РОМК. – [Видеофильм]. – Ростов н/Д: ГТРК Дон-ТР,2004. – (Музеи Дона. XXI век). середине фильма).
7. Рудницкая, Ю.Л. Художники Дона / Ю.Л. Рудницкая. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – С. 6-9: ил.
8. Сарьян, М.С. Записки из моей жизни / М.С. Сарьян. – Ереван: Айастан, 1966. – 201 с.: ил.
9. Сарьян, М.С. Из моей жизни. – 3-е испр. и доп. изд. / М.С. Сарьян. – Москва: Изобраз. искусство, 1985. – 304 с.: ил.
10. Сарьян, М.С. Цветы: Альбом / М.С. Сарьян; Сост. Л. Мирзоян, Ш. Хачатрян. – М.: Сов. художник, 1987. – 270 с.
11. Хачатрян, Ш.Г. Последние рисунки Мартироса Сарьяна / Ш.Г. Хачатрян // Армения сегодня. – 1973. — № 2. – С. 23-25.
12. Хачатрян, Ш.Г. “Человек – природа, природа – человек…“: [О М.С. Сарьяне]: на арм. яз. / Ш.Г. Хачатрян. – Ереван: Айастан, 1970. – 96 с: ил.
13. Хачатурян, К. Мартирос Сарьян в театре / К. Хачатурян. – Ереван: Айастан, 1973. – 30 с.: ил.
14. Хачатурян, Ш. Песнь о жизни и счастье: [о творчестве М.С. Сарьяне] / Шаэн Хачатрян. – // Заря коммунизма. – 1969. – 17 июня. – С. 4
15. Чаренц, А. Один день в доме Мастера: [О М.С. Сарьяне]: на арм. яз. / А. Чаренц // Возрожденная Армения. – 1989. — № 9. – С. 62-63.
16. Чеснок, В. Память жива: К 110-летию со дня рождения М.С. Сарьяна / В. Чеснок // Заря коммунизма. – 1990. — № 25. – 27 февр. – С. 4.
17. [о М.С. Сарьяне] / // Заря коммунизма. – 1970. – 28 февр.
18. [о М.С. Сарьяне] / // Заря коммунизма. – 1960. – 28 февр.


    24 апреля – 90 лет Геноцида армян (1915 г.) в Османской империи – было уничтожено 1.5 млн. армян.
Есть, наверное, в истории каждого народа события и радостные, отмечающиеся как общенациональные праздник, а также печальные и трагические страницы. Священен для всех армян, где бы они ни жили – один день: 24 апреля 1915 года. Именно тогда, 90 лет назад по приказу правителей Османской империи совершилось одно из самых тягчайших преступлений последней четверти XIX века – массовое уничтожение армян, жертвами которого стали 1,5 млн. человек.
    И хотя в нашем районе очень мало людей, напрямую пострадавших в те страшные дни, память о безвинно погибших жива в сердцах донских армян.
    Геноцид, организованный турецким руководством осуждался и осуждается передовой мировой общественностью, но сам факт геноцида Турция отрицает.
    Множеством законодательных актов международных и российских органов государственных властей геноцид осужден и 24 апреля объявлен как День памяти жертв геноцида.

Источники:
1. Аваков, С. Трагедия армянского народа [Текст] : статьи: [Геноцид 1915 года] / С. Аваков // Вехи Таганрога. – 2001. — № 10. – дек. С. 15-18.
2. Амирханян, М. Г. Русская художественная литература и геноцид армян [Текст] : Период I Мировой войны: сб. док. и материалов: в 2-х т. / М.Г. Амирханян; сост. С. Степанян. – Ереван: Айастан, 1991. – 378 с.
3. Армяне [Текст] : однотомная энциклопедия / Гл. ред. Армянск. энциклопедии. – М.: ЗАО «Согласие», ЗАО ИДЦ «Реалии», 2002. – 544 с.: ил.
4. Армяне [Текст] : сб. / Магда Нейман, А. Амфитеатров, Ж. Ришардо. – Ереван: Луйс, 1991. – 448 с.
5. Гарибджанян, Г. Б. Геноцид армян и мировая общественность [Текст] / Г. Б. Гарибджанян. – Ереван, 1989. – 73 с.
6. Геноцид армян в Османской империи [Текст] : сб. док. и материалов / под ред. проф. М. Г. Нерсисяна. – Ереван: Изд-во АН Армян. ССР, 1966. – 561 с.
7. Германские источники о геноциде армян [Текст] : Период I Мировой войны: Сб. док. и материалов: в 2-х т. / сост. С. Степанян. – Ереван: Айастан, 1991. – 378 с.
8. Киракосян, А. Д. Великобритания и Армянский вопрос (90-е годы XIX века) [Текст] / А. Д. Киракосян; под ред. В.А. Байбутян. – Ереван: Айастан, 1990. – 240 с.
9. Киракосян, Д. С. Младотурки перед судом истории [Текст] / Д. С. Киракосян; под ред. Ш. А. Гасратян. – Ереван: Айастан, 1989. – 495 с.
10. Об осуждении геноцида армянского народа в 1915 – 1922 гг.: Заявление Государственной Думы от 14 апреля 1995 года [Текст] // Рос. газ. – 1995. – 26 апр.
11. Фирбюхер, Г. Армения, 1915 г. Уничтожение Турцией культурного народа [Текст] / Г. Фирбюхер. – Ереван: Изд-во АН Армении, 1991. – 96 с.


    24 апреля 1990 г. – 15 лет назад в связи с памятной датой Геноцида армян в с. Чалтырь во дворе церкви св. Амбарцума состоялось торжественное открытие – хачкара (крест камень).
    По инициативе членов общества “Ани“ установлен памятник – хачкар (крест-камень) для увековечения памяти жертв геноцида 1915 г. Трехметровый памятник, изготовленный армянским художником и перевезенный на донскую землю,  установлен у церкви св. Амбарцума и является точной копией хачкара XIII века (1279 г.) «Хачелутюн» (оригинал хранится в Эчмиадзине / Армения). сожалению, фамилии художников Гайбаряны не знают – Г.Г.Х.).
    Каждый год 24 апреля настоятелем церкви совершается богослужение, присутствующие возлагают цветы и зажигают поминальные свечи.

Источники:
1. Гагалаян, А. Дань памяти: Фоторепортаж / А. Гагалаян // Заря комм. – 1990. – 12 июня.


    1 мая – 80 лет со дня рождения Маркара Хугасовича Поркшеяна (1925–1987) – заслуженного агронома РСФСР, персонального пенсионера республиканского значения.
    Родился Маркар Хугасович Поркшеян 1 мая 1925 г. в селе Чалтырь Мясниковского района в семье крестьянина. Выращивать хлеб – дело в семье Поркшеянов привычное. В полеводстве всю жизнь проработал его отец, и с детства. Маркар запомнил и полюбил эти картины: легкий парок над согретой весенним солнцем пашней, волнующую хлебную ниву. Начинал он свою трудовую биографию весовщиком-учетчиком, а завершил заслуженным агрономом РСФСР, кавалером орденов Ленина и Октябрьской революции.
    Рано началось его взросление. В неполных восемнадцать лет, с марта 1943 г. он ушел на фронт исполнять свой священный долг. Получив тяжелое ранение, был комиссован и возвратился в родное село, чтобы трудом помочь армии, фронту. С тех пор и до конца своей жизни М.Х.  Поркшеян трудился в колхозе: первоначально в «Комсомольце», а затем, после объединения хозяйств – в колхозе им. С. Шаумяна. Сначала рядовым колхозником, затем после учебы в Новочеркасске в школе по подготовке председателей колхозов, стал агрономом. Под его руководством земледельцы колхоза в течение ряда лет добивались высоких урожаев в растениеводстве. Когда он начал работать на этой должности в колхозе получали зерна всего по 7 центнеров с гектара, а в последние годы его работы на этой трудной и ответственной должности шаумяновцы собирали с гектара 48 центнеров.
    Родина высоко оценила труд М.Х. Поркшеяна. Он стал кавалером орденов Ленина, Октябрьской революции, был награжден семью медалями, удостоен высокого звания “Заслуженного агронома РСФСР“.

Источники:
1. Поркшеян Маркар Хугасович: Некролог [Текст] // Заря комм. – 1987. – № 61. – 21 мая. – С. 3.
2. Яковлев, Г. Чем жив человек [Текст] : Очерк / Г. Яковлев // Заря комм. – 1985. – № 53. – 1 мая. – С. 3: ил.


     9 мая – 35 лет назад в 1970 году, в канун 25-летия Победы, в селе Крым открыт Пантеон Славы. Авторы: скульптор А.Х. Джлаухян, Ю.В. Шубин, архитекторы Г.Г. Галяпин и Л.В. Кузнецов.
     В центре села Крым стоит величественный мемориал – Пантеон Славы – память о тех, кто не вернулся с полей сражений Великой Отечественной войн. Монумент воздвигнут на средства колхоза им. Лукашина, строился с 1965 г. Торжественно открыт 9 мая 1970 г. Инициаторами увековечения памяти односельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, выступили коллективы учащихся и учителей местной школы. Ими были собраны материалы о павших воинах Советской Армии – личные документы, письма, фотографии, данные о званиях, военных частях, наградах, местах гибели. Проделана была огромная поисковая работа. Монумент строился пять лет, с 1965 г. Монумент состоит из скульптурной группы и полукруглого здания пантеона из розового туфа. В горе склонила голову пожилая труженица.   Левой рукой она поддерживает внука, правой – невестку. Самых близких людей – сына, мужа, отца – унесла война.
Горем скованы рты…
Мать о сыне скорбит…
Это прошлой войны –
Обелиска гранит.
Здесь солдаты лежат,
Свято помним их мы,
Не пришедших назад
С этой страшной войны.
Х. Гонджиян
    Перед скульптурой – пять плит, на которых высечены красноречивые цифры: 1941, 1942, 1943, 1944, 1945. Завершает комплекс полукруглое здание, выстроенное из темного туфа – пантеон, на котором надпись “Погибшие за Родину не умирают“, на русском и армянском языках. Внутри пантеона на мраморных плитах, — портреты, фотографии на эмалевых пластинках (всего 365) – с именами погибших героев-земляков, жителей села Крым, и над ними слова “Вечная память односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов“. На стене напротив – портреты и имена воинов-освободителей, павших в боях за с. Крым. Проект памятника был утвержден художественным советом Ростовского отделения художественного фонда РСФСР.
    Автор проекта скульптор Джлаухян А. Х., Шубин Ю.В., архитекторы Галяпин Г.Г. и Кузнецов Л.В. В 1972 г. перед памятником установлен вечный огонь. С момента открытия Монумента и по настоящее время здесь побывали десятки тысяч посетителей, в том числе туристы из 42 стран мира. Четыре большие книги отзывов, заполненные на многих языках, хранятся теперь как экспонаты в музее. Многие торжественные мероприятия – проводы в армию, свадьбы, празднования Дня Победы – проводятся на площади перед монументом.

Источники:
1. Книга памяти: Мясниковская районная книга [Текст] / отв. за вып. А. М. Гайбарян. – Чалтырь: Изд-во Чалтырской типографии, 1992. – 128 с.: ил.
2. Пантеон Славы – открыт [Текст] // Заря комм. – 1970. – 12 мая. – С. 3.


    20 (9) мая – 80 лет со дня рождения Майи Гаспаровны (Каспаровны / Константиновны) Пегливановой (1925 – 1943).
Место ее рождения разные авторы указывают по-разному. Писатель Михаил Андриасов в своей книге “Штурм ледяного вала“ называет Ростов-на-Дону, ереванец Рафаэл Атаян – Новый Нахичеван, другие – Чалтырь, Краснодон. Исследователь её биографии С. А. Хочкиева утверждает, что родилась Майя Пегливанова 9 мая 1925 г. в селе Крым (Топти) Мясниковского района.
Ее отец – участник гражданской войны, коммунист, заведовал избой-читальней в Чалтыре, мать – комсомолка 30-х годов – принимала активное участие в коллективизации.
    После смерти мужа Анна Васильевна Фомина-Пегливанова вместе с 4-х летней дочерью Майей переехала в поселок Первомайка Краснодонского района. В семь лет Майя пошла в первый класс Первомайской школы № 6. Она оказалась серьезной, собранной ученицей. Мечтала поступить в индустриальный институт. В 1940 г. Майю приняли в комсомол, а вскоре избрали секретарем комсомольской организации школы.
    Участница подпольной комсомольской организации “Молодая гвардия“ города Краснодона, 11 января 1943 года Майя была арестована, в тюрьме держалась стойко, после жестоких пыток ее сбросили в шурф шахты № 5. Похоронена отважная патриотка в братской могиле молодогвардейцев в городе Краснодоне. Посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени и медалью “Партизан Отечественной войны“.

Источники:
1. Хочкиева, С.А. Майя [Текст] / С.А. Хочкиева // Заря комм. – 1990. – 8 нояб.
2. Хочкиева, С.А. Майя [Текст] : сб. литературно-художественных произведений / С.А. Хочкиева. – Ростов н/Д: Юго-Запад, 1994. – 128 с.
3. Сайт “Молодая Гвардия“. http: //molodguard.narod.ru/guardian51.htm.


     Май – 40 лет основания ДШИ (детская школа искусств) Мясниковского района (1965 г.).
     С древнейших времен человек испытывал потребность выразить себя, свой мир, окружающую действительность в художественных образах – в музыке, танцах, живописи. И в этом смысле мы, живущие в эпоху технического прогресса, накопленной тысячелетиями, развитой культуры, мало чем отличаемся от наших далеких пращуров. Так уж устроена душа человеческая, она всегда стремится к высокому, тянется к прекрасному. Без искусства общество не способно существовать.
     Одним из таких центров, где осуществляется эстетическое воспитание подрастающего поколения в национальных традициях, является Чалтырская детская школа искусств. Ее учащиеся черпают знания из неиссякаемого источника мировой культуры, знакомятся с творчеством классиков. Существенное место в программах, какому бы предмету ни обучались дети, отводится знакомству с творчеством классиков армянского искусства – Сарьяна, Комитаса, Спендиарова, Хачатуряна и других, с песнями и мелодиями донских армян.
Еще в 1954 году при районном Доме культуры был образован кружок баянистов, занятия в нем вел Семен Хугасович Поркшеян. На базе этого кружка в 1965 году возникла в Чалтыре музыкальная школа.
     В 1989 году с введением художественного отделения музыкальная школа переименована в детскую школу искусств.
     В ДШИ функционируют 7 отделений: фортепианное, струнное, духовое, народное, теоретическое, художественное и хореографическое.
     За время работы с 1965 по 2004 г. включительно школа выпустила более 900 учеников. Многие из них, окончив средне-специальные и высшие учебные заведения, стали преподавателями школы.
     Традиционными стали концерты учащихся в дошкольных, общеобразовательных учебных заведениях. Вечера камерной музыки, встречи с композиторами, вечера, посвященные композиторам-классикам, встречи со студентами Ростовского училища искусств, консерватории имени С. Рахманинова.
     В ДШИ работают всевозможные творческие коллективы: оркестр народных инструментов (руководитель Хатламаджиян Г.А.), эстрадный ансамбль (руководитель Тухикян В.М.), хор учащихся школы, муниципальный ансамбль духовной музыки преподавателей школы “Зангер“ (руководитель Кочергина С.А.) и другие.
     ДШИ совместно с коллективом Неклиновского РДШИ стали инициаторами первого в Ростовской области межрайонного конкурса детских школ искусств и музыкальных школ. Сотрудничество с Родионо-Несветайским, Матвеево-Курганским, Куйбышевским, Неклиновским районами – взаимно обогатило это направление в работе с детьми.
     Сегодня школа приобрела совершенно иной, высокий статус – современного развитого культурно-эстетического центра. Она призвана воспитывать всесторонне, гармонически развитого, творчески активного человека. ДШИ всегда отличалась самобытностью, традициями, восходящими к истокам создания школы, которые свято оберегаются и сохраняются.

Источники:
1. Анапалян, А. Наше отделение – старейшее: Чалтырская школа искусств – 30 лет спустя [Текст] / А. Анапалян // Заря. – 1995. – 30 марта. – С. 2: ил.
2. Ачарян, И. Звучала музыка…: Чалтырская детская школа искусств – 30 лет спустя [Текст] / И. Ачарян // Заря. – 1995. — № 24. – 25 февр.
3. Кострубин, О. Звучит музыка… [Текст] : Репортаж / О. Кострубин // Заря комм. – 1978. – 23 марта. – С.4: ил.
4. Кострубин, О. Юбилей музыкальной школы [Текст] / О. Кострубин // Заря комм. – 1975. – 27 дек: ил.
5. Саргсян, О. Юбилей школы искусств [Текст] : [30 лет ДШИ] / О. Саргсян // Заря. – 1995. — № 63. – 27 мая. – С. 1.
6. Хатламаджиева, Л. Н. В общении с прекрасным: Чалтырская детская школа искусств – 30 лет спустя [Текст] / Л. Н. Хатламаджиева // Заря. – 1995. – № 24. – 25 февр.
7. Хатламаджиян, Л. Н. Нам есть, чем гордится [Текст] : Чалтырской музыкальной школе – 35 лет / Л. Н. Хатламаджиян // Заря. – 2000. – № 20–21. – 16 февр. – С. 4: ил.
8. Шагинян, С. Ансамбль творческих людей [Текст] : [хоровому ансамблю преподавателей ДШИ – 10 лет] / С. Шагинян // Заря. – 2000. — № 12 – 1 янв. – С. 3: ил.


    Лето – 345 лет крепости Лютик (1660 г.).
    Неподалеку от х. Недвиговка Мясниковского района находится крепость Лютик, построенная турками в 1660 году.
    Для защиты протоков дельт рек Мертвый Донец и Донца турки построили это боевое укрепление для защиты от казачьих набегов, во время которых струги вооруженных донцов добирались по любому судоходному рукаву рек до стен Азова, главного турецкого форпоста в здешних местах. Место под крепость выбрали низменное на левом пойменном берегу Донца. Распоряжался работами крымский хан, стянувший сюда войска. Трижды казаки пытались воспрепятствовать стройке, но “за малолюдством в войске“ не смогли, посылая тревожные войсковые отписки в Москву, прося помощи ратью и стругами: “И будет де, что ему над нами войною удастся, и ему де идти на Русь…“
    Помощь поспела только к осени, когда было уже поздно. Стал на Донце “город каменный… башни осьмиугольные крыты тесом… от моря стена… (около 40 метров), – другие две стены по тому же“. С трех сторон стены опоясывал ров, в западной стене, близ угловой башни “ворота проезжие… створы двойные железные“. Через реку Донец турки протянули железную цепь.
     Первые походы на крепость с русской стороны кончались неудачами. Успех принес второй Азовский поход Петра, когда Азов пал, в тот же день, 18 июля 1696 года, на Лютике осадные турки преклонили знамена перед отрядом донских казаков и калмыков.
     Крепость была передана Войску Донскому. Много лет он служил казачьей заставой, охраняющей южные рубежи России. В 1736 году по условию Белградского мирного договора с турками крепость была взорвана и больше не восстанавливалась.
     Существует версия, что пушкинское “лукоморье“ связано со здешними местами.

Источники:
1. Журавлева, Т. О моем земляке [Текст] : [о художнике В. П. Бугримове, урожденном в х. Недвиговка; есть упоминание крепости в дельте Дона] / Т. Журавлева // Заря. – 1997. – 20 авг. – С. 3.
2. Откуда есть пошли… Недвиговка [Текст] : [об истории возникновения хутора; упоминается крепость Лютик] // Молот. – 1997. – 5 сент. – С. 6.
3. Чеснок, В. Прогулка сквозь века [Текст] : [об историч. памятниках х. Недвиговка Мясников. р-на] / В. Чеснок // Заря коммунизма. – 1990. – 9 янв. – С. 2.
4. Чеснок, В. Хутор Недвиговка [Текст] : историч. экскурс / В. Чеснок // Богатый колодезь. – Ростов н/Д, 1991. – 288 с. – С. 212.


     20 августа – 105 лет со дня рождения Григора Ованесовича / Ивановича Шлдяна / Шлтяна (20.08.1900-1984/ 1985/ 1988), известного художника, представителя реалистического искусства ХХ в.
     Родился Григор Шлдян в 1900 г. в городе Нор Нахичевани. Уже в юном возрасте проявил способности к живописи. Но у его отца – известного в городе адвоката Ованеса Шлдяна – были на его счет другие планы, он отправил сына на учебу в Москву в гимназию. Григор учился без особого энтузиазма, но не пропускал ни одной художественной выставки, а вскоре и сам начал рисовать.
     В годы Гражданской войны молодой художник уезжает из России и после многочисленных странствий обосновывается в Риме (Италия). Он был членом организаций: “Ани“, “Союза армянских свободных деятелей искусства“, участвовал в проводимых ими выставках. Долгое время художник жил в бедности, но после выставки его произведений, организованной в Риме, на которую обратили внимание критики и пресса, судьба улыбнулась Шлдяну.
     Начался творческий подъем художника. Одна за другой с успехом проходят его выставки в Милане, Риме, Париже, Вене, Брюсселе. Он занял свое особое место в современном итальянском искусстве, стал известнейшим мастером кисти в мировом масштабе. Создал великолепные портреты и натюрморты, композиционные картины, как на современные, так и мифологические темы. Известен и как театральный художник, оформил многие спектакли в Миланском оперном театре, Флорентийский международный музыкальный фестиваль.
     Григор Шлдян – большой мастер книжной иллюстрации, в Риме вышел в свет, оформленный 120 великолепными акварельными рисунками роман Л.Н. Толстого “Анна Каренина“.
     В 1958 году художник посетил Армению, где для Эчмиадзинского кафедрального собора создал картину “Армянская богоматерь“.
Шлдян – автор многочисленных теоретических трудов, самым значительным среди которых является изданный в 1976 г. “Трактат живописи“.
     Во многих городах мира состоялись персональные выставки Г.О. Шлдяна, в 1983 году выставка его произведений была открыта и в Москве. Его картины находятся в знаменитых музеях Рима, Ватикана, Венеции, Милана, Флоренции, Парижа, Брюсселя, а также в Г осударственной картинной галерее Армении.
     Григор Ованесович Шлдян скончался в 1988 году разных источниках разноречивые сведения).

Источники:
1. Наши. Ростов – на – Дону [Текст] : фотоальбом / авт. проекта Л. А. Суркова. – Ростов н/Д: Омега Принт, 2004. – 96 с.
2. Ростовский областной музей краеведения  / М-во культуры Ростовской области; РОМК. – [Видеофильм]. – Ростов н/Д: ГТРК Дон-ТР,2004. – (Музеи Дона. XXI век). конце фильма).
3. Саргсян, О. Художник Григор Шлдян [Текст] / О. Саргсян // Заря. – 1995. – 28 сент. – С. 2.
4. Северюхин, Д. Я. Художники русской эмиграции, 1917 – 1941 [Текст] : биогр. словарь / Д. Я. Северюхин, О. Л. Леоткинд, К. В. Махров. – СПб.: Нотабене, 1999. – 715 с.: ил.


     6 сентября – 60 лет со дня рождения Хачатура Давидовича Хатламаджияна – режиссера Мясниковского народного драматического театра (1945г.).
     Исторически сложилось так, что театральное искусство в Мясниковском районе нашло благоприятную почву. Еще в 1911 г. в селе Чалтырь впервые был поставлен самодеятельный спектакль “Пепо“. По инициативе местной интеллигенции – учителя М. Люледжияна и фотографа Т. Кристостуряна был создан драмкружок. С тех пор, вот уже более 90 лет, театральный коллектив постоянно действует, радуя зрителей своим искусством. И в этом немалую роль сыграл возглавляющий народный театр, его режиссер – Хачатур Давидович Хатламаджиян.
     Хачатур Давидович родился в 1945 году 6 сентября в селе Чалтырь в крестьянской семье. Уже в школе стал участвовать в художественной самодеятельности, вошел в состав драматического кружка колхоза им. С. Шаумяна. Руководителем этого кружка был прекрасный педагог, заядлый музыкант и самодеятельный актер Мкртич Нерсесович Тер-Акопян. Хачатур на всю жизнь запомнил сценические уроки своего мастера.   Потому выбор профессии для него был очевиден и связан, конечно же, с театром. Правда, в одно время он чуть не изменил своей мечте, решив стать учителем. Окончив годичные педагогические курсы, в 1963 году пришел учителем математики в Большесальскую школу.   Однако он продолжал заниматься в драмкружке, а затем перешел работать инструктором в районный Дом культуры. И сразу же включился в жизнь самодеятельного театра, где поставил свои первые спектакли: “Истина“ Г. Ягджяна, “Сомбреро“ С. Михалкова. Работа его увлекла. В  1967 году он окончил курсы руководителей самодеятельных драматических коллективов. И через год в 1968-ом драмкружок, возглавляемый им, получил звание “народный“. На Всероссийском смотре художественной самодеятельности в городе Новороссийске в 1971 г. коллектив за спектакль “Бессмертие“ получил Диплом I степени.
     В 1979 г. Хачатур Давидович окончил Московское театральное училище им. Щукина. Годы учебы дали Х.Д. Хатламаджияну очень много. Его новые работы “Гикор“, “Антигона, “Драматическая песня“, “Плутни Скапена“, “Дядя Багдасар“ были высоко оценены на областных смотрах и отличались глубиной поставки. Учитывая, что наш район многонациональный, театр Хачатура Давидовича – двуязычный. На русском языке звучат западная классика, современные пьесы, грузинские, осетинские комедии. Особенностью театра является также создание и постановка драматических произведений на местном материале и местном наречии (“Назлы/капризная/ Назик“, “Вред от обычая“, “Трезвый“ Саркис и др.“).
“Наше дело – собрать, сохранить, а главное – удержать фольклор в повседневности – так считает Хачатур Давидович. На русском языке, наверное, все театры играют лучше нас. А на армянском, особенно на местном наречии, в области играем только мы. Это наше преимущество“.
Снимался в фильмах: “Ростов – папа“ (2000 г.), /роль члена мафиозной группировки/, реж. Кирилл Серебряников; “Оперативный псевдоним“ (2002 г.), /роль капитана милиции Мельникова/, реж. Игорь Талпа, Игорь Глузун.
     Более 35 лет Хачатур Давидович бессменный режиссер и постановщик народного театра. За это время им поставлены более полусотни спектаклей, инсценировок. Хачатур Давидович Хатламаджиян – член Союза театральных деятелей РФ. Многолетняя творческая деятельность Хатламаджияна высоко оценена: он награжден медалью “За трудовую доблесть“, знаком Министерства культуры СССР “За отличную работу“, грамотами областного управления культуры, дипломами лауреата, в 2002 году – знаком Министерства культуры РФ “За достижения в культуре“.

Источники:
1. Ачарян, И. Е. Театр взрослеет в пути [Текст] / И. Е. Ачарян // Заря. – 2001. – № 152-153. – 22 дек. – С. 3: ил.
2. Волошинова, В. Народный театр остается под солнцем [Текст] : Культпоход / В. Волошинова // Московский комсомолец – юг. – 2004. – 28 апреля – 5 мая. – С. 18: ил.
3. Дзреян, Р. Т. Золотые десятилетия: Мясниковскому народному театру – 85 лет [Текст] / Р.Т. Дзреян // Заря. – 1996. — № 141. – 28 нояб. – С. 4: ил.
4. Мясниковскому народному театру – 70 лет [Текст] // Заря коммунизма. – 1981. – 12 нояб. – С. 4.
5. Мясниковскому народному театру – 85 лет [Текст] // Заря. – 1996. — № 141. – 28 нояб. – С. 3.
6. Насхулян, Д. Правильный выбор [Текст] / Д. Насхулян // Заря. – 2000. – № 123. – 11 окт. – С. 2.
7. Фрейдлин, Л. Л. Хачатур, сын Давида [Текст] / Л. Л. Фрейдин // Крестьянин. – 2000. — № 26.
8. Хатламаджиян, Х. Д. Сценой одержимые [Текст] / Х.Д. Хатламаджиян // Заря. – 2000. — №37-38. – С. 6: ил.
9. Хачатур Давидович Хатламаджиян: Наши кандидаты [Текст] : [Биография и предвыборная программа] // Заря комм. – 1990. – № 20. – 15 февр. – С. 2: ил.
10. Хатламаджиян, Х.Д. Труппа сильна актерами [Текст] / Х.Д. Хатламаджиян // Заря. – 2002. – 27 марта.
11. Хутлубян, Х. Режиссер народного театра [Текст] / Х. Хутлубян // Заря коммунизма. – 1981. – 12 нояб. – С. 4.


     24 сентября — 100 лет – со дня рождения Христофора Михайловича Джелаухова (24.09.1905 – 1994) – генерал-майора в отставке, профессора, доктора военных наук, военного академика Генерального штаба, уроженца села Крым Мясниковского района.

Источники:
1. Шагинян, Ш. М. По велению сердца [Текст] / Ш. М. Шагинян. – Ростов н/Д.: ЗАО «Книга», 2004. – 336 с.
2. // Альманах «Чалтырь». ЦБ.
3. Автобиография, 5 писем, 2 фотографии в с. Крым, рецензия о статье Солагаяна о селе Крым // Солагаян Ованес Хугасович, бывш. преподаватель шк. № 5 в народном музее села Крым (Хартавакян К. С.).


     30 сентября – 85 лет со дня рождения композитора, педагога Хазароса/Газарос Мартиросовича Сарьяна (1920 – 1992).
Родился Хазарос Мартиросович Сарьян 30 сентября 1920 г. в Ростове-на-Дону в семье выдающегося художника Мартироса Сарьяна. Вскоре их семья переехала в Ереван (Армения). Юноша вырос в окружении великих представителей армянской культуры. Огромную роль в формировании его как композитора сыграло творчество отца.
     В 1934-1938 годах Хазарос учился в Ереванской консерватории, а затем в училище им. Гнесиных в Москве. Его учеба была прервана великой Отечественной войной, Хазарос отправился на фронт. С первых дней войны и до самого ее конца он сражался не только оружием, но и своей музыкой, песнями поднимал дух патриотизма в наших людях.
     В 1950 году Хазарос окончил Московскую консерваторию по классу композиции, и начал преподавать в Ереванской консерватории, с 1960 г. – ректор, с1972 г. – профессор.
     В его творчестве основное место отдано инструментальной музыке. Широкую популярность приобрели в 1950 году «Симфонические картины». В 1966 году по мотивам четырех пейзажей своего отца Мартироса Сарьяна Хазарос сочинил симфоническое панно, которое передает общий замысел картин художника. Композитор также творил и в жанре камерной музыки. В 1973 году он написал «Концерт для скрипки». А в 1980 году в годовщину столетию отца, с особым энтузиазмом сочинил симфонию.
Также композитор сочинил вокально-симфоническую сюиту, поэму, песни, музыку к кинофильмам и другие произведения.
Умер 27 мая 1992 г.

Источники:
1. Саргсян, О. Талантливый композитор и педагог [Текст] : к 75-летию Х.М. Сарьяна / О. Саргсян // Заря. – 1995. – 3 окт. – С. 2.
2. Данные из Интернета. www.exler.ru/~dgh/dgh5141h.html


     20 ноября – 175 лет со дня рождения Рафаела Патканяна – известного писателя, педагога, общественного деятеля (20.11.1830 – 1892).
Родился Рафаел Патканян 20 ноября 1830 года в г. Нор-Нахичеван (Пролетарский район г. Ростова-на-Дону) в семье выдающегося педагога и общественного деятеля Габриела Патканяна. Семья была многочисленна, и хотя отец целый день работал, но всегда находил время для занятий со своими детьми, рассказывал им армянские народные сказки, легенды, а также об исторических событиях в жизни армянского народа.
     В 1836 г. маленький Рафаел стал одним из первых воспитанников, основанной его отцом двуязычной школы, где одноклассником его был будущий писатель М. Налбандян. В 1842 г. Рафаел Патканян поступает в первый класс Лазаревской семинарии в Москве.
Свои первые стихи печатает Патканян в Тифлисе (Тбилиси), куда он едет после окончания семинарии. Затем возвращается в Москву и поступает на медицинский факультет университета. Рафаел вместе с двумя студентами Г. Кананяном и М. Тирацуяном организует литературное товарищество “Гамар-катипа“, ставя целью распространение просвещения среди армянского народа дальнейшем название “Гамар-Катипа“ стало псевдонимом Р. Патканяна). В Петербурге, куда Патканян переехал и где учился на факультете востоковедения Петербургского университета, товарищество начало издавать “Тетради Гамар-Катипа“ – своеобразные сборники поэзии и прозы. В них впервые были напечатаны его произведения: “Слезы Аракса“ и “Смерть храброго Вартана Мамиконяна“. В течение двух лет Патканян на ничтожные доходы издает 5 выпусков “Тетрадей“, сборник “Армянский национальный песенник“, учебник “Новый армянский букварь“, переводит на армянский язык известный приключенческий роман “Робинзон Крузо“ Даниеля Дефо.
     Окончив Петербургский университет, Патканян возвращается в родной город и, наряду с энергичной творческой деятельностью, до конца жизни занимается учительством. В армянских школах он преподавал родной язык и литературу, русский язык, географию, арифметику, составлял учебники армянского языка.
     Патканян с помощью своей супруги открыл первый детский сад в городе. Писал простые и незатейливые стихотворения для детей, которые прививали чувство любви к родине.
     Большой заслугой Патканяна было открытие в родном городе ремесленной школы, куда были вовлечены дети неимущих слоев населения. В этой школе вместе с начальными знаниями обучали также разным ремеслам: сапожному, плотническому, кузнечному. Самые бедные ученики получали бесплатное питание, одежду, учебные принадлежности.
     Многочисленны и разнохарактерны литературные произведения Рафаела Патканяна. Гражданская лирика, поэмы, сатирические стихи и басни, повести и рассказы, многие из которых написаны на нахичеванском наречии и посвящены жизни и быту земляков автора. Переводы на армянский язык произведений русской литературы и иностранных писателей, публикации, очерки на исторические темы, учебники для школ.    Таков диапазон литературной деятельности Патканяна, длившийся свыше сорока лет.
     Главная тема поэзии Патканяна – исторические судьбы родины, трагедия армянского народа. Если попытаться определить характер его творческого наследия кратко, одним словом, то наиболее подходящим будет – патриотизм. Как отмечал Валерий Брюсов: “… не слепая любовь ко всему, что “родное“, это патриотизм действительный, мужественный, толкающий на решительные поступки…“
Многие его стихи переложены на музыку и являются жемчужиной вокального искусства.
Умер Р. Патканян 1892 г., похоронен у стен монастыря Сурб-Хач.

Источники:
1. Айрумян, А. “В ком сердце мужчин, кому честь дорога…“ [Текст] : к 165-летию Р. Патканяна / А. Айрумян // Веч. Ростов. – 1995. – 20 нояб. – С. 3.
2. Айрумян, А. Дом – Реликвия / А. Айрумян // Заря комм. – 1983. – 16 апр.
3. К 170-летию Р. Патканяна // Заря. – 2000. – 18 нояб.
4. Кристостурян, Х. О. Выдающемуся земляку: К 140-летию Р. Патканяна: [Воспоминания внучки писателя Р.Е. Патканян] / Х.О. Кристостурян // Заря комм. – 1970. – 26?/28 нояб.


     21 декабря – 15 лет со дня основания литературной студии им. Рафаела Патканяна (21.12.1990.).
     Литературная студия им. Рафаэла Патканяна (названная в честь 160-летия знаменитого земляка–поэта) основана в Чалтыре при культурно–просветительском обществе «Ани» по инициативе поэта, учителя, краеведа Хевонда Огасаповича Кристостуряна, в течение 7 лет бессменно руководившего студией и ветерана педагогического труда Агарона Шагеновича Килафяна, бывшего её почётным председателем. Объединяет как сельских литераторов-мясниковцев: поэтов, очеркистов, селькоров, фольклористов, пишущих на армянском и русском языках, так и ростовских поэтов-переводчиков. Почётными членами студии являются видные писатели Дона и Армении. За годы существования литературной студии её члены на ежемесячных занятиях изучали вопросы теории литературы, обсуждали создаваемые ими произведения, публикуемые в районной газете, периодике Дона, коллективных сборниках и альманахах, издаваемых в Ростове, а также регулярно выступали перед школьниками тружениками района, участвовали в литературно-музыкальных вечерах, проводимых в райцентре и городе. Свои поэтические книги за минувшие годы издали: Агавни Саркисовна Варткинаян, Арташес Асланян, Сируник Ардаваздовна Карташян. Два сборника из фольклора донских армян, собранного Шагеном Месроповичем Шагиняном, издала его вдова Ольга Мартиросовна / Мартыновна Шагинян, член патканяновской студии. Стараниями литстудийцев при активном участии донских переводчиков в 1998 году посмертно издана книга переводов из лирики Хевонда Наирьяна «Зурна». Над своими поэтическими книгами работают и молодые патканяновцы. В тесном творческом сотрудничестве с интеллигенцией района и писателями Дона, храня верность дружбе с народами-братьями, служа укреплению дружественных связей и добрых традиций, литературная студия им. Р. Патканяна вносит достойный вклад в развитие литературы и культуры на Дону.

Источники:
1. Наирьян, Х. Студия имени Патканяна [Текст] / Х Наирьян // Заря комм. – 1990. – № 155. – 27 дек. – С. 1.


     265 лет основания х. Сафьяновка (Хапры) (1740 г.)
     В 20–ти километрах от города Ростова-на-Дону расположился х. Хапры (остановочная площадка Сафьяново), на высокой террасе над берегом реки Мертвый Донец, на месте древнего Сафьяновского поселения эпохи бронзы.
     Первые документальные сведения об образовании этого хутора относятся к 1740 году.
     Основатели: казаки в числе 11 семей бывшего Дмитриевского конного казачьего полка, под командованием полковника Алексея Васильева, перешедшего сюда из Новохаперской крепости.
     В числе первых поселенцев: казаки Исаенков, Колесников, Задюченков, Безбородов, Балкунов, Остроухов, Егорьев, Каменников, Ченелинов.
     Хутор основан по указу генерал-аншефа Левашова, командовавшего войсками при крепостях: Азово-Аненской и Таганрогской. Сохранился приказ генерал-аншефа Левашова в книге приказов войсковой канцелярии за № 16640 о даче земли полковнику Васильеву под заселение хутора. «По Указу Её Императорского Величества, самодержицы Российской и пр. пр. пр. Понеже прибывающим при Азове и прошу их около оного местах всяких чинов людям во всем всякое удовольствие показывать надлежит, а сего марта 13 дня Азовского казачьего полку полковник Васильев по данным ко мне докуменциям просил, чтоб повелено было, по желанию его, за погорением при Азове собственного его дома и пожитков от всегдашних в прошедшее военное время и от походов по упаду лошадей и от многих долгов его переселения за разорением к службе Её Императорского Величества и с исправности в удовольствии ему на речке Сафьянной, которая вниз по Донцу от Донецкой крепости в двадцати верстах состоит хутор и хлебную пашню иметь и упоминаемому просителю полковнику Васильеву за показанное его от пожаров и от походов разорение и нужду за недостатком и за его многую службу, чтоб он и впредь в службе Её Императорского Величества всякую исправность имел, на помянутой речке Сафьянной хутор и пашню иметь от меня дозволено, сколько без излишества обнять сможет, чтоб и другим таковым в службе прибывающим при том тоже довольство быть могло, а излишней ему, Васильеву, земли не захватывать и под смертную казнью в другие руки не продавать, и там полковнику Васильеву, в содержание хутора и в разводе пашенной земли всякого звания людям отнюдь никому запрещения и теснения обид не мог, под ответством не жить, равным же образом и ему полковнику Васильеву никому под тяжким штрафом, никаких обид не показывать, чего ради ему, полковнику Васильеву сохранение всей Её Императорского   Величества Указ дан в крепости Святые Анны, марта 15 дня 1749 года.
Генерал-аншеф Левашов.
     Из Сборника Областного Войска Донского статистического комитета, выпуск № 8 Новочеркасская частная Донская типография».

Источники:
1. Хутор Сафьяново: Летопись // Реферативная работа фил. № 10 Мясниковской ЦБС. – 1998.


       160 лет со дня рождения Мариам Джалашьян (1845 — 1934), травница, целительница, повитуха.
(Кто помнит?).


     145 лет со дня рождения Мариам Хейгетян (1860 — 1935), травница, целительница, знахарка, акушерка – самоучка.
     До 1881 года в районе врачей не было. Первый квалифицированный врач – Х. К. Согомонян (см. кн. Багдыкова М. Г. «Лики прошлого». – С. 33). До этого времени оказанием медицинской помощи занимались костоправы, знахари, акушерки-самоучки. Причём чаще всего искусство врачевания передавалось из поколения в поколения.
      Есть ещё люди которые до сих пор с благодарностью вспоминают двух чудесных женщин знахарок, целительниц. Они лечили селян народными средствами, для чего пользовались и медолечением, и керосином, и уриной, и разными животными жирами. Но в основном, они собирали лекарственные травы, для изготовления лечебных настоек. Наряду с траволечением они оказывали помощь при родах, занимались акушерской деятельностью. Они спешили к больным и в зной, и в стужу. Иногда за ними приезжали на подводах, но, в основном, они ходили пешком.
     Память о них дошла до наших дней благодаря признательным пациентам. Память добрая и долгая, какую может оставить только настоящий человек.
     Какая-то Гаянуш, родственница Мариам, живёт около Цуюковых, можно уточнить?


     100 лет Чалтырскому кирпичному заводу.


      80 лет основания х. Красный Крым Мясниковского района (1925 г.).
      В 1925 г. несколько семей из села Крым переселились на выделенные им наделы земли и образовали новый хутор.
Первыми поселенцами были: К. Хаишбашян, Капрел Кульбикаян, В. Хулаян, Х. Хамбурян, Д. Бабиян и другие.
Сначала переселенцы жили в землянках, с усердием и кропотливым трудом обрабатывали выделенную им землю, в первый же год получив высокий урожай.
      Вдохновленные, весной 1926 года приобрели первый заграничный трактор “Эмерсон“.
Энтузиазм, дружба, горячая вера в светлое будущее окрыляли поселенцев. Рождение первенца – девочки Ашхен Косеян – посчитали хорошим предзнаменованием.
      Трудолюбие и сплоченность принесли свои результаты, жизнь новопоселенцев постепенно налаживалась. Захар Кульбикаян – сын Капрела в 1935 году, одним из первых в нашем районе был награжден орденом Ленина за успехи в труде. Высшую награду Родины в Кремле ему вручил М.И. Калинин.
Но наступил июнь 1941 года…Все силы были направлены на борьбу с фашизмом. 116 человек было мобилизовано из небольшого хутора, 54 – не вернулись домой.
      В дом Хунгианоса Баяна похоронки приходили четыре раза на четырех сыновей: Ованеса, Егише, Мартироса, Вартереса (погиб в канун Победы – 8 мая). Их односельчанин Ардашес Асланян посвятил братьям Баян поэму на армянском языке “Долой войну!“. По его же инициативе в 1997 году в честь братьев Баян была названа улица в хуторе Красный Крым.
Немцы почти полностью разрушили и ограбили хутор, после войны жители восстановили его, который нынче может гордиться своими жителями, благоустроенностью, чистыми ухоженными улицами, добротными домами, в каждый из которых проведены газ и вода. Сегодня успехами хутора гордится весь район.

Источники:
1. Ачарян, И. Улица имени братьев Баян: [в х. Красный Крым] / И. Ачарян // Заря. – 1997. – 22 окт. – С. 1.
2. Гадарьян, В. Праздник хутора / В. Гадарьян // Заря комм. – 1990. – 18 окт. — № 125. – С. 2.
3. Гадарьян, В. Заслужил и почет, и награды: [об основателях х. Кр. Крым] / В. Гадарьян // Заря. – 1998. – 11 апр. – С. 2.
4. Красному Крыму – 50 лет // Заря коммунизма. – 1975. – 27 дек. – С. 2.


      80 лет основания х. Ленинаван Мясниковского района (1925 г.).
      Интересна история создания х. Ленинаван. В 1925 г. члены четырех сельхозобъединений из с. Чалтырь – СОЗ “Трудовик“, Машинное товарищество “Марс-поле“, молочная артель “Халмух-дера“ и СОЗ “Крестьянин“ переселились на жительство в район балки “Халмух-тарама“ – настоящее место хутора Ленинаван. Это были члены 17 больших семей. За лето-осень 1925 г. они построили дома на 3-4 семьи и перезимовали здесь первую зиму. Купили первый трактор “Фордзон», получили большой урожай зерна. В 1926 г. стали прибывать новые семьи, и стало ясно, что это не временный поселок, это навсегда. В 1927 г. в маленьком частном домике возникла первая школа. Лишь в 1930 г. в центре хутора была построена школа для детей. В 1941 г. в ноябре здание школы было разрушено во время бомбежки. В 1956 г. открылась новая школа с современной планировкой. Х. Ленинаван славится своими людьми. В х. Ленинаван родился и жил известный армянский художник, замечательный человек, ученик великого Сарьяна, Сейран Хатламаджиян. С. О. Хатламаджиян оставил большое количество живописных произведений, часть которых хранится в Государственной Третьяковской галерее, картинной галерее Армении, работы этого художника экспонировались во Франции, США, Дании, Венгрии, ФРГ, Англии, Канаде и т. д.

Источники:
1. Историко-краеведческий очерк Мясниковского района: Путеводитель / Сост. О.Д. Хачкинаян. – Чалтырь: Мясниковская ЦБС, 1999. – 14 с.


     80 лет основания Мясниковского РАЙПО (1925 г.).

Источники:
// Заря. – 1995. – 6 июля.
Об истории создания Райпо доклад Е. А. Нанояна находится в Райпо?


      75 лет основания колхоза им. С. Г. Шаумяна (1930 г.).
      Период «застоя» — так прозвали время правления Л. И. Брежнева, с 1964 по 1982 гг. Но так случилось, что эти годы стали и временем расцвета колхоза им. Шаумяна, успехи хозяйства в этот период неразрывно связаны с именем Мелкона Капреловича Джинибалаяна. В 1963 году труженики колхоза им. С. Шаумяна избрали его председателем. Именно здесь, на хозяйственной работе наиболее ярко проявились такие черты характера и личности Мелкона Капреловича, как принципиальность. Глубокое знание порученного дела, умение принимать ответственные решения, требовательность и одновременно чуткое и доброжелательное отношение к людям. Успехам колхоза способствовал приток новых ресурсов: за счет укрупнения с колхозом «Комсомолец» на 3370 га увеличили объем пашни, он составил 8506 га, общая площадь составила 13309 га, на 476 человек увеличилось число колхозников. В хозяйстве имелись две лесопилки, 4 мельницы, крупорушка и столярная мастерская. Под руководством М. К. Джинибалаяна колхоз стал одним из лучших крупных сельхозпредприятий не только в районе, но и в Ростовской области. Внедрялись современные научные формы и методы организации труда, на базе которого проходили апробацию новейшие технологии, повышался уровень механизации, а, в конечном счете, из года в год росли производство и реализация растениеводческой и животноводческой продукции, повышалась урожайность полей, продуктивность животноводства и птицеводства.
       Об успехах хозяйства и личном вкладе председателя свидетельствуют его трудовые награды: ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции, медали «За трудовое отличие», и двух золотых медалей ВДНХ.
       С 1982 по 1991 гг. Мелкон Капрелович работал заместителем председателя по коммунальным вопросам. И, если в должности руководителя хозяйства он сосредотачивался на общих и производственных вопросах, то теперь объектом его заботы стало создание нормальных условий труда людей, их быт и повседневная жизнь. Энергично и инициативно он добивался того, что бы в домах колхозников были комфорт и уют, вода и газ, телефон и многое другое, нормально функционировали детские сады, пионерский лагерь, ученическая производственная бригада.
       Улучшилась культура производства в растениеводстве, повысились урожаи. Зерновыми было занято 6000 га пашни, выращивали пшеницу, ячмень, кукурузу, подсолнечник, горох, просо, картофель, сахарную свеклу и даже махорку, различные овощи и бахчевые культуры. Более 2000 га занимали кормовые культуры. На полях работали 53 трактора, 10 силосоуборных комбайна и много другой техники. На механическом доении находилось 1250 коров, а поголовье КРС насчитывало более 4000 голов. На птичнике – 13000 птиц, в конюшне – 153 лошади. Колхоз занимался племенным свиноводством – 2000 голов, столько же овец.
       Строились новые мастерские, гаражи, птичники, скотные дворы. Были построены 2 детских сада, клуб, при котором была открыта библиотека.
       По итогам 1974 года Мясниковский район и колхоз им. С. Шаумяна были награждены Красными Знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Этой же высокой награды колхоз был удостоен и по итогам 1978 года, кроме того, в том же году за высокий урожай зерновых колхоз им. Шаумяна был награжден Знаменем ЦК КПСС и Совета Министров СССР, с правом вечного хранения. По итогам 1975 и 1977 годов колхоз стал победителем Всероссийского социалистического соревнования и награжден переходящим Красным Знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПР.

Источники:
 1. Колхоз им. Шаумяна 75 лет: 1930 – 2005 [Текст]. – Чалтырь, [2005] – 35. с.: ил.
 2. Мясниковский район [Текст] / сост. Л. С. Секизян. – Ростов н/Д: МП Книга, 1999. – 240 с.


      75 лет колхозам Мясниковского района: им. С. Шаумяна,
им. А. Ф. Мясникяна,
им. С. Л Лукашина,
«Дружба»,
совхоз «Пролетарская диктатура».


      75 лет основания Мясниковской МТС (1930 г.).

Источники:
// Заря комм. – 1980. – 23 дек. (Ничего интересного нет, искать материал в МТС).


       35 лет основания машиносчётной станции Мясниковского района (1970 г.).

Источники:
// Заря. – 1995. – 23/25 марта.


       15 лет театру «Апрель» (1990 г.).

Источники:
// см. КК.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL