Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района/Дата основания
Кем основан
Территориально-географические изменения
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
Библиографический список
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Знаменательные даты
«Опаленные версты»
Адресная информация

Библиотека
История
Структура
Правила пользования библиотекой
Библиотеки сельских поселений
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Новые поступления
Правовые ресурсы
Экологическая страница
Полезные ссылки





Карта сайта




ВЫПУСК 2 (12)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СБА МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
(письменная консультация)

     СБО – это процесс обеспечения потребителей библиографической информацией.
     Библиографическое обслуживание, исходя из современного понимания термина, возникло в библиотеках сравнительно недавно, если иметь в виду их многовековую историю. В настоящее время оно стало важнейшим участком работы библиотек. От состояния библиографического обслуживания зависят многие показатели работы библиотеки, в том числе эффективность использования ее фондов.
1. Формы индивидуальной работы с читателями в библиотеке.
2. Методы изучения читательских интересов (консультация для библиотекарей).
3. Новое на страницах газет и журналов.
4. Методика проведения Дней информации, Дней библиографии, Дней специалиста (рекомендации для библиотекаря).
5. Обзор литературы (рекомендации для библиотекаря).
6. Коллективное и индивидуальное информирование (консультация).
7. Массовая работа: выставки.
     Во всех библиотеках ведется массовое библиографическое информирование. Оно осуществляется с использованием следующих ме-роприятий и средств:
— Дней информации;
— Дней специалиста;
— Дней библиографии;
— бюллетеней новых поступлений
«Для тех, кто учится и учит», презентации;
— постоянно действующих выставок, где представлены положение о библиотеке, перечень услуг, правила пользования, режим работы и другие сведения;
— печатных форм информирования «Правила пользования библиотекой», «Правила обращения с книгой» и др.
     В библиотеке ведется также дифференцированное библиографическое информирование: коллективное и индивидуальное.
     Темы информирования абонентов самые разнообразные: по социально-экономическим проблемам, рыночным отношениям, пенсионному обеспечению, по литературе и культуре и др.

Методика организации и проведения массовых форм библиографического информирования, информационной работы

Организация и проведение «Дня информации»

     «День информации» — это комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о новой литературе, поступившей в библиотеку за определенный период. Включает выставки, тематические подборки литературы, беседы или обзоры о литературе, консультации.
     В начале необходимо определить тему.
     Составить план проведения.
     Выявить и доставить документы из соответствующих разделов библиотеки.
     Просмотреть и отобрать документы.
     Подготовить обзор или пригласить специалистов-консультантов.
     Подготовить и оформить выставку литературы; написать краткие аннотации
     Оповестить заинтересованные организации, читателей (афиша, объявление, e-mail).
     Организовать сбор заявок на документы, их выдачу.
     Провести анализ мероприятия.

Организация и проведение устных
библиографических обзоров

     Устное информирование читателей о профессиональной литературе, литературе для самообразования, повышения общеобразовательного, культурного уровня. В библиографические обзоры включаются наиболее важные, интересные документы.
     Необходимо выбрать и отобрать документы по заранее объявленной тематике (или новые поступления литературы).
     Систематизировать источники по темам (для новой литературы).
     Просмотреть и проанализировать документы.
     Подобрать библиографические описания, краткие аннотации.
     Написать текст обзора.

Подготовка бюллетеня новых поступлений

     Уточнить (определить) тематические границы поиска и отбора документов.
     Создать рубрикатор бюллетеня.
     Выявить и отобрать документы в массиве текущих поступлений источников информации.
     Подобрать аннотации, рефераты (если вы решили их использовать в бюллетене).
     Написать бюллетень новой литературы.

Организация и подготовка
«Дня библиографии», «Дня пособия»

     «День пособия» — это форма индивидуальной работы с читателями, а «День библиографии» — форма массовой работы. Они дают возможность на основе использования рекомендательных списков и справочно-библиографического аппарата библиотеки в целом ознакомить пользователей с библиографическими способами поиска литературы. В этот День … при любом тематическом или неопределенном запросе читателю предлагается провести поиск документов самостоятельно. Библиотекарь оказывает ему консультационную помощь. В течение Дня … библиотекарь ведет запись наблюдений за использованием рекомендательных списков и др. частей СБА (каталогов, картотек, фонда справочной литературы…), фиксирует пособия, а также число документов, выданных на основе обращения к рекомендательным указателям.
     Поэтому необходимо:
     Определить или уточнить тему.
     Составить план.
     Оформить выставку-просмотр.
     Подготовить рекомендательные списки литературы; подготовить обзор; подготовить консультацию.
     Составить и написать объявление с указанием даты и времени проведения мероприятия.
     Пригласить заинтересованных лиц лично, по телефону, по радио, телевидению, электронной почте (если есть возможность).
     Сделать анализ мероприятия, чтобы проследить влияние рекомендательных пособий на содержание и активность чтения.

Организация и проведение
«Дня специалиста»

     «День специалиста» — это комплексное мероприятие для широкого информирования пользователей о документах по конкретной специальности (медицинских работников, экономистов, учителей и др.) или по межотраслевой тематике, представляющей интерес для специалистов нескольких профессий. Включает выставки, открытые просмотры литературы; библиографические обзоры; консультации со специалистами конкретных профессий; широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты; экскурсии; показы презентаций, кинофильмов.
     Определить тему «Дня специалиста» с заинтересованными организациями, форму проведения (стационарная, выездная), ответственного за мероприятие в целом.
     Составить план мероприятий, программу поиска и отбора информационных материалов.
     Подготовить открытые просмотры и тематические выставки литературы по специальности.
     Составить библиографические обзоры.
     Заказать лекции и консультации специалистов, кинофильм и др.
     Оповестить заинтересованные организации.
     Оформить выставки.
     Организовать дежурство консультантов-специалистов.
     Обеспечить выдачу изданий или их копий во время мероприятия или непосредственно после него.
     Проанализировать результаты «Дня специалиста» (при хорошем результате, возможно, дать информацию в местной печати).

Подготовка популярных библиографических пособий

     Выбрать тему пособия (обосновать актуальность, выявить и обосновать проблемную ситуацию, сформулировать цели, задачи пособия).
     Выявить и отобрать документы.
     Сформировать разделы пособия.
     Подобрать иллюстрации.
     Написать аннотации, текст.
     Составить вспомогательные указатели (например: авторов, географический, именной и др.)

МАССОВАЯ РАБОТА

Организация книжных выставок

     Определить читательский адрес выставки.
     Составить план организации и проведения выставки (определить тему, название выставки, количество рубрик и их названия).
     Выявить и отобрать документы.
     Подготовить сопроводительную документацию к выставке (аннотации, цитаты, наглядный материал).
     Монтаж выставки.
     Организовать информационно-рекламную работу по популяризации выставки.
     Подвести итоги работы.

Подготовка массовых мероприятий

     Определить тему, состав аудитории, ответственного за мероприятие в целом.
     Составить план подготовки мероприятия, вопросы для обсуждения.
     Подобрать документы по теме мероприятия.
     Составить и написать текст, сценарий читательской конференции, литературно-художественного вечера, диспута, вечера вопросов и ответов, устного журнала, детского утренника, викторины, конкурса, игры-путешествия и т.д.
     Организовать и оформить выставки литературы, открытые просмотры, тематические полки, альбомы и т.д.
     Оповестить читателей о теме, дате, времени проведения мероприятия через афиши, объявления, распространить пригласительные билеты (если есть возможность), телефон, радио, телевидение, электронная почта, сайт и т.д.
     По итогам мероприятия оформить альбом (если это клуб по интересам, то обязательно).

СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ
БИБЛИОТЕКИ

1. Справочно-библиографический аппарат (СБА) — это совокупность каталогов, картотек и библиографической продукции, как в традиционном, так и в электронном виде, используемых для поиска информации. СБА обеспечивает оперативность, полноту и точность удовлетворения запросов читателей.
     В составе СБА обычно выделяют:
 фонд справочных изданий, который включает:
— универсальные и отраслевые энциклопедии;
— толковые, языковые и терминологические словари;
— справочники законодательных материалов;
— юридические, страноведческие и статистические атласы;
— календари знаменательных дат;
— путеводители и т. д.;
 фактографические поисковые системы;
 библиографические издания, каталоги и картотеки (базы данных);
 единый алфавитно-предметный указатель, составляемый к систематическому каталогу, справочным изданиям на СО-RОМ и всем картотекам библиотеки для упрощения поиска информации.

     СБА и наполнение его элементов зависит:
 от статуса библиотеки и направлений ее специализации;
 контингента обслуживаемых читателей и их информационных потребностей;
 технической оснащенности библиотеки и ее включенности в корпоративную библиотечно-информационную систему.
     Большие возможности открываются перед библиотеками, готовыми создать медиатеки — залы для работы с различными мультимедийными обучающими программами.
     С внедрением информационных технологий ЭК (электронный каталог):
— объединил поисковые возможности алфавитного, систематического и предметного каталогов, а также каталогов на различные виды изданий (нотные, картографические, аудиовизуальные материалы и т. д.);
— подвергся активному генерированию (сводные электронные каталоги, доступные в онлайновом режиме).

2. Библиотечный каталог — это перечень библиографических записей документов, имеющихся в фонде одной или нескольких библиотек, раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов.
     Каталог может иметь карточную или машиночитаемую форму.

Функции библиотечных каталогов:

1. Знаково-коммуникативная — помогает дистанционному общению «потребитель — каталог — автор». С помощью библиотечного каталога осуществляется дистанционное общение разделенных в пространстве и (или) во времени автора и читателя;
2. Информационно-поисковая — реализуется в процессе разыскания документов в ответ на запрос читателя;
3. Педагогическая — способствует интеллектуальному и профессиональному развитию личности читателя.

Библиотечные каталоги:

     Алфавитный каталог (АК) — содержит библиографические записи, которые располагаются в алфавитном порядке. С помощью АК можно проводить поиск по следующим типам запросов:
• имеется ли произведение данного автора (индивидуального или коллективного) в фондах библиотеки и если имеется, то каков его адрес (шифр);
• какие произведения данного автора имеются в библиотеке;
• какие переиздания данного произведения имеются в фондах;
• в каких изданиях то или иное лицо участвовало в качестве соавтора, составителя, редактора, переводчика и т. п.;
. какие выпуски входят в ту или иную серию;
• запрос на книгу, заглавие которой известно читателю;
• запрос на библиографическое уточнение, касающийся тех или иных элементов библиографической записи, например в каком году вышло данное издание, каково место издания, было ли оно переработано и дополнено и др.
     Центральный (генеральный) каталог — отражает фонды библиотек и всех библиотек-филиалов. Он может быть:
• служебным — является связующим звеном со всеми каталогами библиотеки;
• читательским;
     Систематический каталог — содержит библиографические записи, которые располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной библиотечно-библиографической классикацией. Расстановка записей производится в алфавитном либо обратнохронологическом порядке. Данный каталог наделен вспомогательным аппаратом — алфавитно-предметным указателем (АПУ) к СК, представляющим собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в СК документов с указанием соответствующих классификационных индексов.
     Важную роль в оформлении выполняют разделители, которые возглавляют каждый раздел СК. СК используется в библиотечно-информационной работе:
•  для изучения состава фонда;
•  комплектования фондов, в справочно-библиографической и информационно-библиографической работе;
•  организации выставок, массовых мероприятий и пропаганды литературы;
Предметный каталог (ПК) — один из видов информационно-поисковых систем, предназначенных для хранения и поиска информации. При организации ПК применяется так называемый принцип единой карточки, добавочные записи в каталог не включаются.
Краеведческий каталог (КК) — это библиотечный каталог, отражающий документы краеведческого  характера. В общедоступных библиотеках – это центральный систематический каталог, назначением которого является хранение и поиск краеведческой информации о районе, области, в которых находится ЦБС. Если он включает сведения о краеведческих фондах других библиотек, научных учреждений, музеев, то называется не центральным, а сводным.
Электронный каталог (ЭК) — это библиотечный каталог в машиночитаемой форме. ЭК обеспечивает доступ к ресурсам каталога на расстоянии. Современным требованиям отвечает ЭК, обеспечивающий:
• ввод библиографических записей в диа-логовом и пакетном режимах с удаленных или локальных терминалов;
• редактирование библиографических записей и, при необходимости, удаление их из ЭК;
• поиск информации в диалоговом или пакетном режиме по разовым запросам и избирательное распространение информации;
• печатание библиографических данных в виде каталожных карточек, библиографических указателей, отчетов по управленческой информации и др.;
• возможность обмена информацией с други-ми библиографическими базами данных, в том числе подключение к сети Интернет.

3. Все технологические процессы создания ЭК происходят с помощью автоматизированного рабочего места (АРМ) каталогизатора.
     АРМ каталогизатора
— это совокупность технических, лингвистических и программных средств, обеспечивающих процессы автоматизированной каталогизации.
     Программное обеспечение — это специально разработанные алгоритмы и программы, позволяющие вести автоматизированную обработку документов.
     Лингвистические средства включают:
• •комплекс информационно-поисковых языков различного типа (иерархического, неиерархического и др.);
• •методику индексирования и поиска информации;
• •нормативно-методические документы, регламентирующие создание и поддержание в рабочем состоянии лингвистических средств и обеспечивающие возможность обмена базами данных.

Организация библиотечных каталогов

1. Процесс организации каталогов включает следующие операции:
• •определение структуры каталога. Организация каталогов начинается разработкой Положения о системе каталогов и положений об отдельных видах каталогов;
• •составление паспорта каталога, который служит источником положения об отдельном каталоге, указывая:
— наименование каталога;
— его объем ящиках или карточках);
— дату организации каталога;
— методы группировки библиографических записей;
— читательское назначение;
— отражаемые фонды;
•  методические материалы;
— вспомогательные пособия к каталогу и другие паспортные данные.
• •оформление и тиражирование карточек — на карточках с основными библиографиче-скими записями указываются:
— полный классификационный индекс;
— предметные рубрики;
— сведения о добавочных записях;
— количество экземпляров данного издания и их инвентарных номерах, и в каких подразделениях ЦБС они находятся;
• •внешнее оформление каталогов — включает:
— внесение сведений о наименовании каталога и его краткую характеристику;
— размещаются над шкафами;
— надписи на этикетках о включенном в ящик фрагменте каталога;
— нумерацию ящиков — горизонтальную или вертикальную;
• внутреннее оформление каталогов — включает:
— группировку записей;
— расстановку карточек, которая тесно связана с видом каталога и способами группировки записей;
— выделение отдельных групп карточек с помощью разделителей. Разделители раскрывают внутреннюю логику каталога и облегчают читателю пользование каталогом;
•  составление пособий в помощь использованию и рекламированию каталогов;
• ведение каталогов – заключается:
— в пополнении каталогов;
— расстановке карточек;
— добавлении разделителей;
— редактировании;
— внесении исправлений;
— изъятии карточек на списанную литературу;
— внутреннем и внешнем оформлении уже функционирующего каталога.
2. Внешнее оформление — это оформление шкафов и ящиков каталога.
     Все ящики в каталоге нумеруются арабскими цифрами либо по горизонтали (слева направо), либо по вертикали (сверху вниз) с помощью ярлыков. Ящики снабжаются этикетками, которые помещают в металлическую или пластмассовую рамку.
     Этикетка — это надпись, отражающая сведения о материале, который содержится в ящике. На этикетке могут быть указаны буквы, слоги или слова, которыми начинаются библиографические записи первой и последней карточек ящика.
     Внутреннее оформление осуществляется при помощи каталожных разделителей. Они показывают порядок расположения записей, наглядно демонстрируя правила их расстановки.
     В зависимости от приведенной информации различают разделители:
• буквенные;
• слоговые;
• словесные.
3. Редактирование каталогов заключается в проверке соответствия структуры, содержания и оформления каталогов требования предъявляемым к ним, и в исправлении обнаруженных недостатков.
     Различают редактирование:
• плановое и текущее;
• полное и выборочное;
• методическое и техническое.
     Редактирование называется плановым, если работа рассчитывается заранее и находит свое отражение в пятилетнем или годовом плане отдела.
     Текущее редактирование ведется в процессе ведения каталога одновременно с расстановкой карточек.
     Полное редактирование затрагивает каталог в целом, выборочное один или несколько заранее определенных разделов.
     В зависимости от решаемых задач различают редактирование.
• методическое;
• техническое.
     Под методическим редактированием понимают совершенствование   каталога путем переработки содержания, улучшения его структуры за счет ввода новых делений, внесение исправлений в оформление каталога.
     Техническое редактирование связано с проверкой правильности внутреннего оформления каталогов — расстановки карточек, оформления разделителей, обнаружения орфографических ошибок, замены ветхих карточек.
     В результате редактирования улучшаются информационные качества и их поисковые возможности, что делает библиотечные каталоги более надежным средством обслуживания читателей.

     БД (базы данных) отражают сведения о документах (или извлеченных из них фактах) вне зависимости от наличия этих материалов в фонде данной библиотеки.
     Связи между каталогами и картотеками (базами данных) формируются уже в момент их создания.
     Единство этих частей СБА обеспечивают:
— единые или совместимые информационно-поисковые языки и стандартизированные формы библиографической записи;
— перекрестные ссылки и отсылки;
— единый АПУ.
     К числу распространенных в практике работы общедоступных библиотек относятся библиографические картотеки (БД,):
— журнальных статей;
— краеведческие;
— тематические;
     Систематическая картотека статей (СКС) базируется на аналитической росписи периодических и продолжающихся изданий, сборников, разделов, разделов монографий, руководств и пособий.
     Краеведческие картотеки (КК):
— расширяют возможности краеведческого каталога и заменяют его;
— отражают документы по широкому кругу вопросов, касающихся различных аспектов истории и современной жизни региона.
     Полная краеведческая картотека включает следующие разделы:
— история территории в целом;
— географические и экономические особенности региона;
— экология;
— особенности развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т. п.;
— сведения демографического характера;
— информация о деятельности религиозных конфессий национально-культурных обществ;
— сведения о культуре, науке и искусстве региона;
— художественная литература, фольклор;
— особенности языка края;
— происхождение и значение имен.
     Тематическая картотека статей (ТКС) — назначением тематических библиографических картотек является отражение документов по наиболее актуальной и востребованной читателями проблематике.
     Специальные библиографические картотеки в общедоступных библиотеках создаются для отражения заглавий произведений художественной литературы, рецензий, иллюстративных материалов.
     Ключевым вопросом методики создания фактографических картотек (БД) является разработка типовых макетов описания объектов, дающих достаточно полную и многоаспектную характеристику.
     Макет описания включает следующие сведения:
• название организации;
• адресные данные;
• наличие филиалов;
• тип организации и форма собственности;
• сведения о первых лицах;
• основные направления деятельности;
• продукция, услуги и условия их предоставления;
• рейтинг организации;
• членство в российских и международных профессиональных объединениях;
• отражение деятельности организации в печати;
• издания организации.
     Сведения об образовательных услугах включают информацию:
• о направленности обучения;
• образовательном учреждении и наличии у него лицензии;
• контингенте обучаемых, на которых ориентирована услуга;
• сроках обучения и возможностях его продолжения;
• основном содержании учебных программ;
• предоставлении пакетов учебных материалов в личное пользование
 обучающихся;
• документах, выдаваемых по окончании обучения;
• условиях обучения.
     Основные характеристики картотек и баз данных закрепляются в паспортах, где указывается:
— название картотеки (БД);
— ее тематика;
— год создания картотеки (БД);
— источники комплектования;
— хронологический охват;
— ее объем, ежегодный прирост;
— оперативность включения новых сведений (актуализация данных);
— виды отражаемых или обрабатываемых документов;
— способ библиографической характеристики документов;
— организация материала в пределах картотеки и конкретных разделов;
— используемый информационно-поисковой язык (ИПЯ);
— вспомогательный аппарат;
— фамилия ответственного за ведение картотеки (БД).

Библиографические справки

1. Виды справок
      Справки бывают: библиографическими и фактографическими. В свою очередь библиографические делятся на:
адресные;
тематические;
уточняющие.
     В зависимости от формы, в которой читатель получил справку, они делятся на устные и письменные.
     Библиографической считается справка, которая отвечает на разовый запрос читателя и содержит при этом библиографическую инфор-мацию.
     Фактографическая же справка содержит в себе сведения о конкретных фактах, интересующих читателя (например, описание какого-либо события, даты жизни и деятельности какого-либо лица, статистические данные, даты исторических событий, точное наименование организации или учреждения и т.д.).
     Тематическая — это справка, которая содержит библиографическую информацию по определенной теме. При выполнении тематических справок используется систематический каталог, СКС, тематический картотеки, непосредственный просмотр книг и статей, особенно в тех случаях, когда нужно рекомендовать материалы на актуальные темы.
     Очень важно при выполнении таких справок установить смысловую связь между содержанием запроса читателя и содержанием рекомендуемых произведений. Например, если читатель широко формулирует свой вопрос «О животных», то в беседе с ним следует уточнить, о каких именно животных, какой страны, какого климатического пояса, какого вида, и т.д. в результате тема запроса конкретизируется, что существенно облегчает выполнение справки.
     Уточняющая — это справка, в ходе выполнения которой требуется уточнить или установить библиографические данные. Читатели, как правило, искажают фамилия автора, неправильно указывают его инициалы; произве-дения одного автора «приписывают» другому; редактор (составитель, переводчик) представлен как автор; неточно приведено название произведения; статья представлена как отдельное произведение; неточно указывают название, дату выхода, номер официальных документов. Для выполнения уточняющих справок используют каталоги и картотеки данной библиотеки.
     Адресная — это справка, в процессе выполнения которой устанавливается наличие и местонахождение запрашиваемого читателями документа в фонде библиотеки. Адресные справки выполняются оперативно и, как правило, не требуют больших затрат времени. Зная точные данные о книге, библиотекарь обращается к алфавитному каталогу. Для нахождения публикации в периодических изданиях следует просмотреть соответствующие картотеки (как правило, СКС), а затем найти данный документ в фонде. Нередко выполнение таких справок — это выполнение уточняющей справки.
     Фактографическая — её выполнение фактографических справок связано с использованием справочных изданий всех видов, изданий законодательных актов и нормативных документов, постановлений правительства и указов Президента и др., просматриваются статьи из газет и журналов, которые содержат новейшие данные по экономике, политике, истории, праву, экологии.
2. Выполнение справок разделяется на несколько этапов:
     Прием запроса, уточняется, что именно интересует читателя, выясняется по возможности полная и точная формулировка темы запроса, получается информация о том, какие материалы уже использованы читателями.
     Следует установить круг источников и порядок их просмотра. Для этого сначала следует обратиться к каталогам и картотекам библиотеки, а иногда просмотреть некоторые издания (учебные, справочные, профессионально-производственные), имеющиеся в фонде библиотеки.
     Выявление и отбор литературы из установленных источников.
     Оформление справки.
     Перенаправление запроса, т.е. если на базе данной библиотеки невозможно выполнить данный запрос, то он передается в МЦБ или в другие библиотеки (города, района, области). Библиотека несет ответственность за обоснованность перенаправления библиографического запроса и правильный выбор адресата.
     В любом случае читатель получает ответ в той библиотеке, куда он обратился с запросом. Если вы не можете выполнить справку, то вы должны записать ее в «Тетрадь отказов».
3. Тетрадь учета библиографических справок
  (на двойном развороте тетради)

 

п\п

 

Дата

 

От кого поступил запрос

 

Тема и 

 

цель запроса

 

Тип

 

справки

 

Источник

 

выполнения

 

Исполнитель

 

Причина

 

отказа

 

Примечания

 

 

 

 

 

 

4. Карточка учета сложных справок

Дата__________Отдел__________
Вид справки:__________________
Кому выдана__________________
Тема:_________________________
Источник:_____________________
______________________________
______________________________


Коллективное и индивидуальное
информирование
(консультация)

     Информирование – библиографическое обслуживание без запросов и/или в соответствии с постоянно действующими (долговременными) запросами, длительность действия может быть неограниченной (Например: преподаватель – по той или иной дисциплине, руководитель – по проблемам управления и т.п.) и ограниченный сроком.
     Библиографическое информирование осуществляется обычно по инициативе библиотекаря, его основная цель – активное доведение новой библиографической информации до потенциальных и реальных потребителей, раскрытие новых информационных ресурсов библиотеки.
     Групповое (коллективное) и индивидуальное библиографическое информирование – является дифференцированным. Групповое обслуживание представляет собой регулярное или эпизодическое доведение библиографической информации до группы потребителей, объединенных сходством информационных потребностей. Группа может быть формально организованной (коллективный абонент) или неформальный (постоянные или временные объединения). Ведущее место в библиографическом информировании занимает регулярное (текущее) оповещение абонентов о вновь вышедшей литературе соответствии с ГОСТом 7.0–99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»). Эпизодическое библиографическое информирование осуществляется в форме устных обзоров и других сообщений в средствах массовой и специальной информации, в различных аудиториях, и нередко является составной частью массовых и групповых мероприятий библиотеки. Зачастую библиографическая информация на выставках или открытых просмотрах заменяет временно отсутствующий документ. В этом случае библиографическая запись содержит адресную информацию о местонахождении документа.
     Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.
     Отбор абонентов индивидуального и коллективного информирования осуществляется в процессе работы с читателями путем индивидуальных бесед, анкетирования или по просьбе читателя. Анкету можете составить сами или взять за основу данную анкету.
     Анкета абонента индивидуального библиографического информирования:
1. Ф.И.О.
2. Год рождения
3. Образование
4. Профессия
5. Специальность
6. Место работы, должность
7. Адрес, телефон (домашний, рабочий)
8. Название темы (тем), по которым требуется информирование
9. Цель информирования (работа, учеба, интерес)
10.Источники информации, просматриваемые самостоятельно
11.Виды материалов, включаемых в информацию (книги, отдельные статьи и др.)
12.Периодичность информации (ежеквартально, ежемесячно, по мере поступления документов).

     Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.
     Обратите особое внимание на заполнение карточек в «Картотеке индивидуального и коллективного информирования».
     Образец. Лицевая сторона

     Оборотная сторона
18.02.2009 — информационный список «Новые поступления в библиотеку» 2009 г. № 2
12.06.2009 — информационный список по периодике «Законы для человека» — 8 статей, взято 4
29.06.2009 — обзор «Законы, которые нас защищают», состоящий из 9 документов, взято 5 документов
     Количество информации — сколько раз был проинформирован абонент. Форма информирования может быть различной — извещение, информационный список, бюллетень новых поступлений в … библиотеку, открытые просмотры, книжные выставки, обзор, устное сообщение и т.д.
     Просмотрено — сколько книг (статей) включено в информацию.
     Взято — сколько книг (статей из журнала или газет) взял читатель. Эта цифра должна подтверждаться записями в читательском формуляре.

     Как правильно учитывать вашу работу по информированию?
     Бюллетень новых поступлений — в него включено 50 названий, из них 10 книг — в разделе «Государство и право», но только 3 из них соответствуют теме информирования «Законодательство по социальной защите». Абонент ознакомился с «Бюллетенем» и попросил новый учебник по правоведению. Запись в карточке должна быть такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 3; взято – 1.
     Хотя книга выбрана с помощью «Бюллетеня», но теме информирования она не соответствует.
     Информационный список — за единицу информации берется не № журнала или газеты, а статья или заголовок. Например: в список включено 2 книги, 5 статей из 1-го журнала, 2 статьи из 2-х газет — 9 названий. Абонент взял 1 журнал, 1 книгу, 1 газету из представленных в списке. В этом случае запись на лицевой стороне карточки будет такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 9; взято – 7.
     На оборотной стороне карточки необходимо записать дату информирования и название (или №) информационного  списка. Все сведения об источниках информирования абонентов должны быть отражены на оборотной стороне карточки и более подробно подробным списком литературы) в какой-нибудь отдельной тетради или папке, чтобы можно было легко проверить.
     Подавляющее большинство проводимых библиотекой мероприятий (выставки, Дни специалиста и информации, обзоры, устные журналы и др.) требуют библиографической подготовки: поиска, отбора, группировки сведений, хотя для читателя эта работа остается за кадром.

     P.S. Если что-то еще неясно — записывайте вопросы в тетрадку и приезжайте в МЦБ, вам помогут.

     В копилку специалиста: вып. 2 (12). Современные тен-денции и особенности развития СБА муниципальных библиотек [Текст] / МУК МР МЦБ; МБО; сост. М. А. Явруян; отв. за вып. А. О. Кешешян. – Чалтырь, 2009. – (25 экз.).

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Рейтинг@Mail.ru