Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ВЫПУСК 1 (16)

РЕКЛАМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ

ПРОДВИЖЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ
БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМА

РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ (РИДБ)

Реклама: определение, сущность, функции
     Реклама – один из инструментов комплекса продвижения продукта, целенаправленная форма презентации и трансляции идей, товаров, услуг, осуществляемая конкретным заказчиком.
     Термин «реклама» произошел от французского слова «reclamarere», а изначально – от латинского «reclamo», что в переводе означает «выкрикиваю».
     На протяжении XIX–XX веков филологи и энциклопедисты предлагали свои определения рекламы, такие как:
— статья в защиту свою, в опровержение чего-либо . И. Даль, 1882);
— объявление о продаваемых товарах или предлагаемых услугах с целью привлечь внимание потребителей; расхваливание, часто преувеличенное, качеств товара (Брокгауз и Ефрон, 1899);
— рекламировать: объявлять о чем-нибудь рекламой (рекламировать новую книгу), то же, что и расхваливать (разговорное, неодобрительное) .И. Ожегов, Словарь русского языка);
— распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства  и т.п. с целью создания им популярности (БСЭ, 3-е изд., С. 611);
— распространение сведений о ком-либо с целью создания им популярности (Словарь иностранных слов);
— публичное толкование о чем-нибудь преимущественно посредством печати, усердное пропагандирование какого-нибудь предприятия, дела, производства, изобретения, открытия (Большой энциклопедический словарь);
— информация о потребительских свойствах товаров и различных видов услуг с целью их реализации, создания спроса на них.
     В настоящее время условно разделяются два подхода к определению рекламы – коммуникационный и маркетингово-экономический.
     В определении коммуникационной концепции рекламы специалистами . Голдман, Е. Драйер, Х. Девис, А. Дейян, Л. Ю. Гермогенова и др.) акцент делается не ее роли в распространении информации.
     Сторонники маркетингового подхода к рекламе  . Завьялов, Ф. Котлер, Г. Левит, В. Хойер, Ф. Горюнова, М. Мануйлов, Н. Фильчиков и др.) считают, что она выступает как компонент маркетинговой деятельности, комплекс разного рода коммерческих сообщений, направленных на решение задач коммерческого, экономического характера.
     В принципе, в позициях двух этих подходов нет непреодолимых противоречий, они практически слились и создав комплексный коммуникационно-маркетинговый подход:
     «Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации с четко указанным источником финансирования» . Котлер).
     Ясно, что понятие «реклама» очень широкое и многогранное, но в целом, это – инструмент, с помощью которого потребителю дается информация, побуждающая его приобрести рекламируемый товар (услугу).
     Основные функции рекламы соответствуют общим целям системы маркетинговых коммуникаций. В зависимости от целей реклама может эффективно решать следующие задачи:
информирование – формирование осведомленности о новом товаре, услуге, конкретном событии, фирме;
увещевание – постепенное, последовательное формирование предпочтения, соответствующего восприятию потребителем образа фирмы и ее товаров; убеждение покупателя совершить покупку; поощрение факта покупки;
напоминание – поддержание осведомленности, удержание в памяти потребителей информации о товаре в промежутках между покупками; напоминание, где можно купить данный товар;
позиционирование товара или фирмы-коммуникатора;
удержание покупателей, лояльных к рекламируемой марке;
создание «собственного лица» фирмы, отличающегося от образов конкурентов.

Библиотечная реклама
Продвижение библиотечной продукции и услуг

     В условиях социально-экономических изменений, происходящих в стране, и растущей децентрализации библиотечных учреждений, когда государственные органы власти не в состоянии оказать им посильную помощь, российские библиотеки фактически оказались на обочине мирового научно-технического прогресса.
Вместе с тем, библиотеки сумели выжить и быть востребованными, продемонстрировав пример «живучести», вводя дополнительные платные услуги, устраивая коммерческие мероприятия, находя спонсоров, привлекая средства различных фондов.
     Т. е., руководителями библиотечного дела усвоено золотое правило бизнеса: хочешь жить хорошо – сумей подать себя в выгодном свете. Ведь реклама – это умение интересно рассказывать о своих достоинствах и наглядно демонстрировать их, показывать, насколько хорошо библиотека работает; насколько дорожит своими читателями, пользователями библиотечных ресурсов, продуктов, услуг, почему она необходима им; что получает от библиотеки население.
     В своей рекламной практике библиотеки обязаны руководствоваться ФЗ «О рекламе» (2006) и «Кодексом рекламной практики», принятым Ассоциацией работников рекламы (1992). Данные документы определяют этические стандарты рекламной деятельности, в частности недопустимость недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной рекламы. Любое рекламное сообщение должно быть честным и правдивым, не содержать сомнительных утверждений и доказательств.
     Реклама в библиотеке – это по преимуществу библиотечная реклама (реклама библиотеки), хотя библиотечно-информационные учреждения могут на различных условиях (договорных коммерческих) выступать в качестве субъектов самой различной рекламной деятельности, в том числе и напрямую не связанной с библиотечной проблематикой.
     Согласно терминологическому словарю «Библиотечное дело»,  «…реклама библиотеки – информация о библиотеке, ее фондах и возможностях с целью повышения популярности библиотеки».
     Библиотечная реклама – реклама библиотечных ресурсов, услуг и продукции, осуществляемая библиотекой или библиотечной корпорацией, комплекс мероприятий и средств, которые воздействуют на потребителя информации в желательном для библиотеки направлении.
     Цель библиотечной рекламы – оповещение потенциальных потребителей о библиотечно-информационных ресурсах, изданиях и услугах, предоставляемых библиотекой. Необходимо заинтересовать их и побудить отдать предпочтение тому или иному «товару» из числа аналогичных информационных ресурсов, продуктов и услуг.
     Реализации этой цели служит продвижение интеллектуальной продукции и услуг библиотеки.
     Продвижение – это различные формы информации, убеждения пользователей или напоминания об услугах и продукции библиотеки. Основными формами продвижения являются реклама, паблисити', персональная продажа и стимулирование сбыта.
     Основными задачами продвижения библиотечных услуг являются:
— формирование престижного образа (имиджа) библиотеки в сознании населения, спонсоров, представителей местных органов власти и управления, общественных организаций и т. д.;
— информирование о новых услугах, введенных библиотекой;
— сохранение популярности существующих библиотечных услуг, убеждение пользователей востребовать их;
— информирование потенциальных пользователей о времени, месте и условиях предоставления услуг;
— информирование потенциальных пользователей о времени, месте и условиях предоставления услуг;
— акцентирование внимания потенциальных пользователей на специфических свойствах и пользе предлагаемых услуг библиотеки, на бесплатности основных форм обслуживания и относительно низких ценах на дополнительные услуги.

     Основными требованиями к библиотечной рекламе являются:
— широта охвата реальных и потенциальных пользователей;
— соответствие рекламы их нуждам и потребностям;
— интенсивность и убедительность;
— постоянная обновляемость;
— лаконичность, динамизм, достаточность (рациональная фактографическая насыщенность);
— легкость запоминания рекламного сообщения;
— доходчивость и оперативность;
— четкость, красочность, выразительность;
— соответствие уровня услуги заявленной рекламе;
— соответствие содержания и формы потребностям рынка, интересам отдельных читательских групп.
     Направления библиотечной рекламы:
— информация о библиотечной сети обслуживаемого района в целях ориентации в ней, о возможностях других библиотек сети (например, о получении требуемых изданий по МБА и т. п.);
— информация о библиотеке и ее структурных подразделениях (филиалах, отделах обслуживания и др.;
— информация о библиотечном фонде, его составе и структуре;
— информация об идеях, духовных ценностях, интеллектуальной продукции, товарах и услугах, предоставляемых библиотекой.

Печатная реклама библиотеки: общее представление и технологические особенности
     Рекламировать свои информационные ресурсы, продукты и услуги библиотека может начать именно с печатной рекламы, которая является, пожалуй, самым доступным способом информирования о библиотечно-информационном центре, его деятельности, ресурсах, продуктах, услугах.
     Печатная реклама позволяет библиотеке изобразительно раскрыть информационные и остальные способности. С помощью печатной рекламы библиотекари могут показать уникальный, часто умный слоган – емкую, образную форму деятельности. Он традиционно выступает основным словом частей плакатов, листовок, буклетов. В архиве библиотеки печатная реклама занимает почетное место. По ней гости судят об этапах развития библиотеки, традициях и возможностях их творчества.
     Достоинства таковых материалов в возможности использования в течение долгого времени.
Преимуществами печатной рекламы являются:
— относительная дешевизна;
— оперативность изготовления;
— длительность рекламного контакта с получателем.
     Рекламные издания – это издания, целевое назначение которых – представление потребителям идей, товаров или услуг от имени конкретного рекламодателя. Наряду с выпуском специальной рекламной продукции, библиотеки, как правило, используют возможности публикации рекламных сообщений на свободных страницах методических, библиографических и других собственных изданий.
Различаются следующие виды печатной рекламы:
книжная реклама – воспроизведенная полиграфическим способом и бытующая в виде отдельных книжных изданий;
книгоиздательская и книготорговая реклама – функционирующая в сфере издательского дела и книжной торговли, способствующая их развитию;
реклама в прессе (печатные СМИ) – воспроизводимая в газетах, журналах и других периодических и продолжающихся изданиях и распространяемая ими.
     Виды печатной рекламы: листовки, афиши, буклеты, проспекты, сборники, пресс-релизы.
     Одно из основных преимуществ печатных средств связано с возможностью сразу обратиться к широкой аудитории.
     Плакаты и листовки о ресурсах библиотеки, в особенности буклеты, проспекты, сборники, традиционно «служат» гостям не один год. Следует только позаботиться, чтобы в этих изданиях не присутствовала сиюминутная «однодневная» информация.
     Многие из этих средств различают по жанровым особенностям.
     Альманах – согласно общепринятому определению, (от араб. «аль-манах» – календарь): непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д. (эти А. по типу близки к т. н. календарям-справочникам); литературный: сборник литературных произведений, часто объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и др.).
     Буклет – это согнутое в один либо несколько раз (треугольником, «гармошкой», «домиком» и др.) многокрасочное, отлично иллюстрированное издание. Выделяют разные буклеты. Самый распространенный из них буклет, посвященный библиотеке, а так же конкретному её отделу и направлению работы. Буклет часто выполняет функцию путеводителя по библиотеке, информируя гостей о ресурсах и услугах библиотеки; может быть использован в качестве пригласительного билета на заседания клуба, встречи. Также буклеты могут быть посвящены проводимым научно-практическим конференциям, круглым столам и т. д.  Буклеты посвящены памятным и знаменательным датам и содержат нужный материал, позволяющий более эффективно и отменно подобрать литературу подходящей темы.
     Отражение краеведческого материала также представлено в буклетах и составляет содержание краеведческой деятельности библиотеки.
     Иллюстрированный материал в буклетах традиционно представлен художественным изображением логотипа, а также фото и рисунками.
     В виде буклетов можно оформить и рекомендательные списки литературы, особенно для детей. Главное назначение буклета – показ товара с помощью фотографий при минимуме текста. Иногда весь текст буклета сводится к коротким надписям под иллюстрациями. Имея самые различные размеры, объем и варианты фальцовки, это издание является весьма удобным и охотно используется читателями.
     Особенности буклета:
— при малых формах – множество сведений, создающих привлекательный образ библиотеки, лаконичность;
— четкость в подборке материала (внимание читателя сфокусировано на конкретной теме, услуге);
— создание благоприятного имиджа (можно привести примеры отзывов о библиотеке, ее деятельности, свидетельствующие о популярности библиотеки).
     Проспект – это многостраничное, брошюрованное или переплетенное, красочно иллюстрированное издание. По содержанию и оформлению проспект не особенно различается от буклета, хотя по форме напоминает книжку, и материал в нем может быть скомпонован в небольшие главы, разделы.
     Проспект предоставляет более широкие возможности осветить работу библиотеки, предназначен для более долгого использования, чем буклет. По своеобразной функциональной природе проспект, как календарь, блокнот и другое издание, близок к сувенирной рекламе. Его печатают на высококачественной, чаще всего мелованной бумаге.
     Часто имея ярко выраженный юбилейный  или престижный характер, проспекты, благодаря большим тиражам, оказывают воздействие на широкий круг пользователей.
     Библиотечный каталог – библиографическое пособие, перечень документов, имеющихся в фонде библиотеки, составленный по определенному принципу и раскрывающий состав и содержание библиотечных фондов. Он может быть реализован в карточной или машиночитаемой формах, на микроносителях, а также в форме книжного издания. В названии каталога, как правило, последовательно отражаются его различные признаки: назначение ( «читательский», «служебный», «генеральный»); способ группировки ( «алфавитный», «систематический», «предметный»); виды отраженных документов (каталог книг, периодических, нотных, картографических изданий); название структурного подразделения библиотеки (каталоги читального зала, отдела редких книг, краеведческого отдела и др.). Терминоэлементы обобщающего характера (сводный, центральный) всегда предшествуют другим элементам названия (например: сводный краеведческий систематический каталог).
     Преимущество каталога в том, что он рассчитан на длительное пользование. К недостаткам можно отнести трудности его постоянного обновления, актуализации.
     Рекламные каталоги, как правило, издают крупные библиотеки.
     Листовки – один из самых предпочитаемых типов печатной продукции. Как правило, это одно либо двустороннее малоформатное издание без сгиба. Их достоинство – относительная дешевизна и возможность использования в разнообразных целях. Их рассылают по почте в виде приглашений посетить библиотеку, пользоваться её традиционными и новыми услугами. При этом лаконично говорят о её ресурсах.
     Форма листовки пригодна как закладка в книгу с коротким библиографическим перечнем, либо просто броским слоганом и как памятка о библиотеке.
     Реже листовки делают типографским методом. Время от времени употребляют почтовые открытки, заполняя напечатанным текстом и рисунками её чистую сторону.
     Плакат – многокрасочное крупноформатное нефальцованное (без сгибов) издание, в большинстве случаев с односторонней печатью, где рекламные идеи воплощены с художественно-фотографическими средствами, а текст играет вспомогательную роль. Это издание, посвященное организации, товару, услуге, несущее информацию и украшающее интерьер или экспозицию, сопровождаемое крупным рекламным заголовком – слоганом, который лаконично и образно отражает основные черты рекламируемого объекта. 
     Выделим три разновидности плаката по целевому назначению, рекламирующие:
— книгу либо группу книг;
— библиотеку и отдельные услуги, формы деятельности;
— оказывающие помощь в освоении библиотечных информационных знаний.
     Афиша рассчитана на привлечение внимания, на то, что запоминается непроизвольно, легче удерживается в памяти. Афиша предполагает довольно большой размер. Она оказывает многократное действие. Одно из важнейших требований к афише – не перезагружать её текстом и изобразительными средствами. В афишах шрифтом либо цветом выделяют отдельный элемент текста.
     Характерной особенностью восприятия афиши является роль шрифтов. Выбор шрифта, размера букв, афиши в целом, зависит от места её размещения вблизи библиотеки, в просторном вестибюле либо в маленьком холле, узеньком коридоре. Следует принять во внимание уровень освещения помещения.
     Путеводители, справочники, спутники читателя – призваны рекламировать ресурсы библиотеки, повышать библиотечно-библиографическую грамотность читателей. Например, путеводитель по библиотеке может включать:
— приветствие читателю,
— экскурс в историю библиотеки;
— сведения справочного характера – телефон, адрес, часы работы, правила пользования, список услуг и др.;
— вопросы и ответы типа:

Как стать читателем библиотеки?
Сколько книг можно получить? и др.

     Данные издания включают образцы читательских требований, вопросов; планы помещений с указанием всех подразделений; графическая схема структуры библиотеки. Маленький формат и небольшой объем обеспечивают удобство хранения и использования. Эффективность таких форм обеспечивается большим тиражом – охвачены практически все слои населения.
     Памятки, правила, рекомендации для читателей – способны раскрыть все направления деятельности библиотеки, разрабатываются серийно в едином оформлении. Краткая и конкретная информация в форме сжатой характеристики определенных библиотечных процессов, справочных данных, практических советов выражает основной замысел, чем и запоминается.
     Закладки и справки – доводят самую необходимую информацию: краткую характеристику фондов, основные сведения о справочно-библиографическом аппарате, часах работы библиотеки; телефон, адрес.  (Например, «Как заполнить требование» – четко сформулированная тема сообщения).
     Успешно рекламировать библиотеку среди населения могут открытки, наклейки, аппликации, настенные, настольные и карманные календари, а также вкладыши памятного, поздравительного, информационного, престижного характера.
     Среди остальных жанров можно выделить пригласительные билеты на массовые программы, рекомендательные списки литературы, абонементы на посещение литературных, музыкальных салонов, клубов.
     Эти виды рекламной продукции вручают гостям, раскладывают посреди книг в фонде, у каталогов, дарят читателям.
     Составители печатной рекламы обязаны позаботиться о презентабельности и рентабельности печатных рекламных посланий. Это касается и текста, и внешнего оформления. На каждой рекламе стоит напечатать фирменный знак и реквизиты библиотеки.
     В начале века в процессе бурного развития рекламы в нашей стране все большее значение приобретает стендовая реклама (демонстрационная). Стенды и витрины, как правило, посвящены библиотеке, ее деятельности. Они выполняют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют наглядно представить основные компоненты библиотечно-библиографической деятельности, развитие библиотечно-информационных процессов и даже выявить социальные эффекты библиотечной деятельности. (См. «Методические рекомендации по составлению информационного стенда библиотеки», сентябрь, 2010 г.)
     Наиболее традиционными формами стендовой рекламы в наших библиотеках являются библиотечные (книжные) иллюстрированные выставки. Это самодостаточный вид нашего профессионального творчества; форма библиотечного обслуживания, обеспечивающая путем наглядной демонстрации документов, других экспонатов, информирование об изданиях, событиях, проблемах.
     Многие библиотеки сотрудничают с местными СМИ, где также размещают свою рекламу, к которой прилагаются следующие требования: краткость, динамизм, яркость. Если реклама о конкретном мероприятии в библиотеке подготовлена в виде видеоролика, то она обязана в первую очередь быть динамичной и ни в коем случае не долгой, если реклама размещена на радио – она обязана быть музыкально оформлена, в печатных изданиях – располагаться на первых полосах, быть броской и художественно оформленной.
     Вывески на дверях библиотеки и световые табло также являются специфичной формой рекламы библиотечной деятельности и отражают актуальную информацию о режиме работы библиотеки, её ресурсах и проводимых в её стенах мероприятиях.

Составитель:
А. О. Кешешян, ведущий методист  МУК  МР  «МЦБ»

Использованы источники:

1. Библиотечная реклама // Справочник библиотекаря [Текст] / Под. Ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной – СПб: Профессия, 2000 – 432 с. – (Библиотека) – С. 261-271.
2. Борисова, О. О. Реклама в библиотеке [Текст]: учебно-практическое пособие / О. О. Борисова – М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2005 – 216 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. 34)

Терминологический словарь по библиотечной рекламе

     Абстрактность рекламы – характеристика уровня доступности рекламы разным социальным группам, слоям потребителей.
     Автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.
     Авторское право – исключительное правовладение  объектом интеллектуальной собственности. Распространяется и на рекламно-информационные продукты.
     Адветориал – жанр рекламной публикации, в котором совмещаются рекламные функции с задачами редакционной статьи, рекламное сообщение по спорной проблеме общественной жизни.
     Айстоппер – прием из арсенала маркетинговой коммуникации для привлечения внимания потребителей.
     Анонс – сообщение о выходе товаров на рынок, введении новых услуг и т. д.
     Афиша – одно из важнейших и наиболее распространенных средств печатной рекламы; разновидность плаката, рекламирующая конкретные услуги или формы деятельности.
     База данных (БД) – объективная форма представления и организации упорядоченной совокупности данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы их описания, хранения и обработки; выполняет информационные и рекламные функции; широко используется в рекламно-информационной деятельности библиотек.
     Баннер (баннэр) – в компьютерном дизайне: прямоугольное пространство, несущее определенное рекламное сообщение в виде файла, помещенного на веб-страницу и имеющего гиперссылку на рекламируемую страницу; в наружной рекламе – транспарант, натянутый на высоте, прямоугольный или треугольный планшет, установленный на местах продажи; в Интернете – картинка, ведущая на сайт рекламодателя.
     Басорама – рекламный элемент, установленный на крыше автобуса (как правило, панель с подсветкой).
     Билборд – щитовая реклама; элемент наружной рекламы (изобразительная плоскость-щит, панель); краткое рекламное объявление по радио.
     Бонус – разновидность рекламной акции; дополнительные к купленному товару призовые очки, определенная сумма которых дает право покупателю на бесплатное получение товаров и услуг.
     Буклет – рекламный проспект, непериодическое, обычно многокрасочное иллюстрированное издание, состоящее из листа, согнутого (сфальцованного) в один или несколько раз, без переплета, содержащего рекламно-информационные материалы.
     Булл-марк – красочная книжная закладка (пр.: «Что читать дальше?»), вкладываемая в книгу или журнал библиотечными, издательскими работниками, книгораспространителями и используемая как рекламный носитель.
     Бюллетень (пресс-бюллетень) – инструмент public rilations и рекламы; периодическое издание конкретной фирмы (библиотеки), содержащее текущую информацию о ее деятельности.
     Бэйдж (бэдж) – закатанная в пленку (ламинированная) нагрудная карточка с указанием имени, отчества, фамилии, должности, а иногда и обязанностей сотрудника библиотеки.
     Дайджест – тип журнала, перепечатывающего материалы из других изданий в сокращенном и, как правило, упрощенном виде; краткое изложение художественного произведения или каких-либо подробных сообщений или сведений.
     Имидж (образ) библиотеки – система устойчивых, социально-значимых представлений населения о библиотеке; рекламные методы, направленные на формирование позитивного имиджа, благоприятного восприятия ее деятельности.
     Картуш – графическое украшение, внутри которого помещается текст, бренд.
     Лейбл – см.: Этикетка.
     Листовка – одно- или двухстороннее малоформатное, относительно недорогое издание без сгибов (фальцовки).
     Логотип – элемент фирменного стиля в виде оригинального начертания наименования рекламодателя, одна из форм товарного знака, имеющая после регистрации товарную защиту.
     Макет – рисунок, дающий понятие о виде готового объявления.
     Мобиль – вращающиеся рекламные конструкции.
     Офорт – часто используемое средство отображения бренда, рекламного сообщения; способ изготовления глубоких гравюр химическим травлением поверхности металлической пластины, оттиск с подготовленной таким образом доски.
     Постер – рекламный плакат, размещаемый как средство наружной рекламы в общественных местах, на улице; форматный разворот в буклете или журнале.
     Прайс-лист – перечень продуктов и услуг с указанием цены, в частности библиотечных платных услуг, как правило, без иллюстраций и пояснений, выдержанный в черно-белом цвете.
     Презентация – показ журналистам, потенциальным потребителям, партнерам, публике новых книг, периодических изданий, фильмов, видеопрограмм, выставок и другой информационной продукции; средство PR и имиджевой рекламы, заключающееся в представлении  аудитории инноваций, новых услуг, вновь созданных организаций или структурных подразделений. Включает демонстрации продукции, ресурсов, услуг, пресс-конференцию, культурную программу и фуршет. Иногда сочетается с официальным приемом и вручением сувенирных подарков.
     Проспект – средство PR, печатной рекламы, коммерческой пропаганды в виде красочной брошюры, выполненной на высоком полиграфическом уровне и содержащей информацию о рекламодателе, сотрудниках фирмы, ее продукции, товаре. Различаются проспекты информационно-рекламные и информационно-пропагандистские.
     Пятно цвета – в печатной рекламе: однородно окрашенное пространство определенной формы, включенное в объявление для того, чтобы притянуть внимание клиентов.
     Слоган – призыв, девиз, емкая формула, выражающие основную мысль рекламы; в частности – рекламы библиотеки, ее продуктов, услуг, ресурсов, книг, электронных бах данных и пр.
     Этикетка – информационно-рекламное листовое издание, ярлык на чем-либо с торговым или фабричным клеймом, содержащее краткую информацию о данном объекте, изготовленное чаще из бумаги, реже – из ткани, фольги, соответствующее по размеру упаковке.

Классификация средств и форм рекламы
(Сост. Т. Ю. Окольнишникова)

Реклама в прессе:
     Аналитические статьи, объявления, репортажи, интервью, беседы, записки, письма в редакцию, дневники, обращения, выступления, очерки, обзоры на страницах региональной прессы библиотеке, ее ресурсах, мероприятиях, услугах, читателях, новинках и т. д.), редакционные материалы не библиотечного содержания, в подготовке которых принимала участие библиотека, специальная библиотечная пресса, специальные приложения к периодическим изданиям.

Видеореклама  (теле-, кино-, видео-, слайд- и т. п. формы рекламы):
     Телевизионные объявления том числе в форме «бегущей строки»), информационные выпуски, тележурналы, репортажи, интервью, беседы, встречи и обсуждения, дискуссионные клубы, дневники, обзоры о деятельности библиотеки; передачи, в подготовке которых принимала участие библиотека, телепостановки, заставки, рекламные ролики, короткометражные рекламные фильмы о библиотеке; полнометражные кино- и видеофильмы, мультфильмы, видеоэкспресс-информация (оперативный видеосюжет о каком-либо выдающемся событии в жизни библиотеки), слайд-фильмы.

Издательская реклама:
     Справочники и путеводители по библиотеке, Спутники читателя, проспекты библиотеки, информационные письма, объявления, буклеты, фотоальбомы, подарочные и юбилейные издания, бюллетени, прайс-листы, памятки, правила, рекомендации,, закладки, справки, настенные, настольные и карманные календари, визитные карточки, бейджи, вкладыши (памятные, поздравительные, информационные, престижные и др.), каталоги, библиографические материалы, открытки, наклейки (аппликации), печатные отчеты о деятельности библиотеки, новогодние рекламно-подарочные издания, комиксы, рекламные объявления на свободных полосах изданий: библиографических пособий и т. д.

Почтовая реклама:
     Прямая почтовая рассылка печатных материалов: приглашений на мероприятия, писем, поздравительных открыток, проспектов, буклетов; программ (мероприятий, деятельности структурного подразделения, библиотеки в целом и т. д.); календарей, напоминаний; визитных карточек; печатных сувениров; плакатов; брошюр; печатных каталогов библиотек; каталогов на машиночитаемых носителях; ксерокопий и перепечаток; диаграмм, таблиц, графиков, схем; бланков-заказов на литературу; репродукций, листовок; возвратных карточек и конвертов и т. д.

Наружная реклама – Стационарная реклама:
     Размещенные вне библиотеки в пределах определенного района; крупно- и малогабаритные плакаты; афиши; листовки; указатели местоположения библиотеки; панно; щиты; транспаранты; вывески; газосветные установки; электронные табло ( «бегущая строка»); оформление окон первых этажей; надписи и рисунки на асфальте и т. п.

Реклама на транспорте:
     Надписи, наклейки и навесные щиты на наружных поверхностях и в салоне транспорта всех видов.

Компьютерная реклама:
     Воспроизводимые на компьютере и воспринимаемые с помощью слуха и зрения: рекламные заставки, виртуальные выставки, объявления, анимационные сюжеты и др.

Специализированные мероприятия, имеющие рекламный эффект:
     Клубы и кружки читателей, читательские конференции, пресс-конференции, экскурсии по библиотеке, выставки, экспозиции о библиотеке; дни, недели библиотек; дни открытых дверей, юбилеи и другие праздники библиотеки; выступления библиотекарей на совещаниях различных уровней власти; публичные лекции; конкурсы, соревнования; публичные отчеты о деятельности библиотек; предоставление своих площадей под: экспозиции выставок, гастроли, фестивали, конкурсы, встречи и т. п.; всестороннее участие в общественной и культурной жизни населенного пункта; грамоты, дипломы, значки, сувениры и т. д.

Портфолио – информационное досье библиотеки
Методика сбора и документирования информации
об учреждении культуры (библиотеки)

     Создание портфолио широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценки коллективных или индивидуальных достижений учреждения культуры за определенный период для успешного позиционирования во внешней среде.
     Термин «портфолио» вошел в обиход из сфер политики и бизнеса через – трансформацию понятий «министерский портфель», «портфель инвестиций» и т. п.
     Преимущества создания портфолио:
     Портфолио учреждения культуры позволяет учитывать достигнутые результаты в разнообразных видах деятельности: творческой, социальной, коммуникативной, учебной и т. п. В зависимости от этого различают:
портфолио достижений;
проблемно-исследовательское портфолио;
тематическое портфолио и т. д.
     Наибольшее распространение получило портфолио достижений, цель которого – представить отчет по процессу деятельности учреждения культуры, увидеть картину значимых результатов в целом, обеспечить процесс отслеживания прогресса как отдельных творческих личностей и коллективов, так и всего учреждения в широком контексте.
     Также портфолио позволяет:
     учреждению, в т.ч. его подразделениям, – объективно оценивать усилия по достижению стратегических целей;
     руководителю – грамотно организовать собственную профессиональную деятельность и работу коллектива, а именно ставить цели,      планировать и организовывать эту деятельность.
     Вовлечение сотрудников в процесс создания портфолио дает возможность поддерживать высокую их мотивацию, поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки оценочной (самооценочной) деятельности.
     Методика наполнения Портфолио:
     В настоящее время не существует жестких параметров (рамочных стандартов) по форме и составу портфолио, поэтому можно говорить только о рекомендациях, основанных на обобщении наработанного опыта. Настоящие рекомендации не являются необходимой к исполнению инструкцией. Их можно рассматривать как предложения по формированию разделов портфолио, выбору способа сбора и комплектования информации в него, определению значимости комплектующих материалов, критериальной оценке разделов и прочим специфическим особенностям, которые, возможно, проявятся только в ходе практической реализации идеи создания (комплектования) портфолио.
     Портфолио, как правило, это файловая папка, содержащая разнообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учреждения культуры.
     Объемные материалы (видеокассеты, компьютерные диски, фотоальбомы и пр.), как правило, выделяются в отдельное приложение. К приложению можно отнести и специальный «раздаточный» материал: буклеты, визитки, постеры, флаеры, календари, наклейки с корпоративной символикой, сувенирные значки, зажигалки и пр., ручки и блокноты с фирменным логотипом учреждения культуры.
     Перед тем как начать собирать портфолио, нужно сформировать цели его создания, т. е. ответить на следующие вопросы.
Что (кто) позиционируется:
учреждение в целом;
конкретное подразделение;
оказываемая услуга;
творческий коллектив или личность?
Какова цель сбора информации:
показать себя;
привлечь пользователей;
провести анализ текущей деятельности;
оценить результаты работы;
подвести итоги за конкретный период и т. п.?
     Каковы предназначение и перспективы дальнейшего использования портфолио:
■ презентация высшему руководству;
■ поиск инвестора;
■ осуществление коммуникационных стратегий и пр.?
     От поставленных целей зависит состав портфолио.
     Формирование структуры портфолио:
По своей структуре портфолио может состоять из трех или двух разделов. В первом случае это разделы: «Документы», «Работы», «Отзывы». Во втором – одна из комбинаций попарного сочетания перечисленных разделов. В рассматриваемом нами варианте – «портфолио достижений» – папка должна состоять из трех разделов, а именно:
1. «Официальные документы». Здесь помещаются (лучше в копиях):
— учредительные и разрешительные документы учреждения культуры (устав, положение, лицензии, свидетельство о регистрации, представительский
буклет и т. п.);
— все сертифицированные коллективные и индивидуальные достижения учреждения культуры в различных областях деятельности, например дипломы и грамоты за участие коллективов или сотрудников в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, гастролях, концертах и т. п.;
— сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровнях конкурсов, соревнований, олимпиад и т. д. (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый результат);
— документы об участии в грантах.
2. «Творческие работы и социальные практики». Сюда собираются творческие, проектные, исследовательские работы сотрудников учреждения (авторские методики, программы, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т. п.), а также «оценивающие» их документы. При этом должна быть указана тема проекта, дано описание работы. Возможны приложения в виде фотографий, текста описания в электронном варианте).
     Также в этот раздел собирают документы, подтверждающие участие в научных и практических конференциях, круглых столах и т. п., при этом должны быть указаны: тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем сотрудников учреждения.
     Здесь же должны быть представлены:
— копии свидетельств, сертификатов и т. п., подтверждающих участие сотрудников в мастер–классах, профессиональных конкурсах, учебных курсах, различного рода социальных практиках и др., при этом указываются название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;
— копии сертификатов обучения, участия в конкурсах, соревнованиях и т. п., не имеющих официального признания на уровне федерации, региона, муниципалитета, к примеру, профессиональные (корпоративные) конкурсы.
3. «Отзывы и рекомендации». В этот раздел помещаются различные виды письменного анализа: историческая справка, статистический и другие отчеты, информация о планах. Сюда же включаются характеристики, отзывы, заключения, рецензии, рекомендательные и благодарственные письма из различных органов и организаций, рецензии на статьи в СМИ.
     В процессе разработки портфолио на местах возможно изменение привязанной структуры — внесение дополнительных разделов с точки зрения значимости и необходимости вкладываемых в портфолио материалов. Но в любом случае создание портфолио должно стать мощной мотивирующей и стимулирующей составляющей организационно-управленческой деятельности учреждения культуры, в нашем случае – библиотеки.

Составитель:
М. А. Явруян, ведущий библиограф МУК  МР  «МЦБ»

Использованы источники:

1. Ветчанова, О. В. Инновации в библиотеке: Технологии формирования инновационного климата [Текст] : Организация и управление / О. В. Ветчанова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. — № 11. – С. 12–21.
2. Козлова, Т. В. Портфолио: методика сбора и документирования достижений учреждения культуры [Текст] / Т. В. Козлова // Справочник руководителя

     В копилку специалиста. Вып. 1 (16): Реклама как средство повышения имиджа библиотеки. Рекламно-информационная деятельность библиотек [Текст]: консультации : метод. пособие для специалистов муниципальных библиотек / МУК  МЦБ; МБО; сост. А. О. Кешешян; М. А. Явруян; отв. за вып. А. О. Кешешян – Чалтырь, 2011. – 28 с. – 30 экз.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL