Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ЗАНЯТИЕ 3

«ШКОЛА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОФЕССИИ»
Занятие 3:

Библиотечное обслуживание.
Основные направления и дифференцированный подход в обслуживании пользователей.
Индивидуальная работа с пользователями:
особенности и методы.

План занятия:

1. Библиотечное обслуживание. Работа с отдельными группами пользователей (дифференциация);
2. Индивидуальная работа с пользователями: особенности и методы;
3. Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания.

* * *

1. Библиотечное обслуживание. Работа с отдельными группами пользователей (дифференциация)

     Обслуживание читателей – главный вид библиотечной деятельности. Цель, задачи и принципы библиотечного обслуживания (БО) определяются пониманием роли библиотеки и  господствующей в обществе концепции читателя. А это, в свою очередь, обусловлено политическими и идеологическими теориями, т. к. цели публичной библиотеки напрямую зависят от целей самого общества.
     В настоящее время библиотеки не выполняют  идеологическую функцию. Библиотеки, как социальные институты, предназначены предоставлять широкую и полную информацию читателю для решения различных жизненных проблем, то есть способствовать социализации личности в современном обществе.
     Такое понимание цели библиотечного облуживания в полной мере отвечает специфической природе библиотеки как информационного института, а также ее социальной роли в обществе.
     Сформулированная цель позволяет определить задачи библиотечного обслуживания, которые необходимо сделать для достижения этой цели:

— снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных, финансовых) доступности получения пользователем необходимой ему информации и библиотечных услуг;
— постоянное изучение читательских и информационных интересов, запросов и потребностей пользователей с целью наиболее их полного удовлетворения;
— расширение номенклатуры и повышение уровня креативности предоставляемых пользователю услуг;
— содействие формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей;
— продвижение чтения в нечитающие слои общества.

     Решение каждой из этих задач будет способствовать облегчению доступа к информационным ресурсам и расширению круга пользователей, способных применять их для достижения своих жизненных целей.
     На понимании роли библиотеки в обществе и цели библиотечного обслуживания базируется также определение принципов библиотечного обслуживания.
     Сегодня их формулируют следующим образом:

Конгруэнтность (от лат. congruens – соответствие, гармония) библиотечного обслуживания. Это важнейший принцип БО означающий: 1) соответствие его основных направлений, форм, методов, а также технических средств тем задачам, которые ставит перед собой общество; 2) соответствие потребностям пользователей; 3) соответствие уровню развития отрасли. Данный принцип требует соотнесения основных параметров БО с деятельностью других социальных институтов: местным самоуправлением, СМИ и т. д.
Толерантность и приоритет интересов личности пользователя. Это означает организацию процесса БО в интересах личности, ориентировку на ее потребности и запросы. Вместе с тем, использование широкой информационной базы библиотеки  должно быть направлено на развитие, углубление, расширение читательского интереса. Данный принцип предполагает внимательное, доброжелательное отношение к личности вне зависимости от национальности, вероисповедания, социального статуса, состояния здоровья и т. д.
Диалогичность БО. Общение – важнейший элемент библиотечного обслуживания. Диалогичность проявляется в применении в БО таких форм работы, в которых пользователь выступает активным участником: он вправе оценить полученную услугу, выразить собственное мнение по качеству БО. Особенно важно соблюдение данного принципа в отношении молодого читателя, остро реагирующего на навязывание какой-либо информации.
Индивидуализация и специализация БО. Данный принцип предполагает как учет индивидуальных особенностей пользователя, так и развивающуюся тенденцию персонализированного обслуживания, которая определяется технологическими возможностями библиотеки (предоставление персонального компьютера и т. д.). Понятие специализации БО проявляется в использовании специальных форм и услуг, необходимых «продвинутым» пользователям ( «виртуальная справка», коммерческие программы и др.), что, понятно, более высокий уровень обслуживания. Этот принцип активно реализуется в зарубежных библиотеках, где роль библиотекарей в оказании помощи пользователям-специалистам: бизнесменам, управленцам, юристам и т. д. при подборе лучших информационных источников неуклонно растет. Ясно, что специализированное обслуживание предполагает соответственно специализированную подготовку библиотекарей.

     Необходимо выделить еще ряд принципов, выполнение которых усиливает эффект воздействия БО. Это:

Системный подход в предоставлении информации пользователям. Данный принцип основывается на теории познания, утверждающей, что лишь систематизированная информация приводит к формированию знания. Так, БО способствует получению знания из разрозненной информации и стимулирует развитие системного мышления пользователя.
Наглядность БО. Принцип опирается на тот факт, что 80% информации воспринимается человеком посредством зрения,  обеспечивает ее большее усвоение, запоминание.
Комфортность БО. Удобство, комфортность  доступа информации сегодня на первом плане. Принцип предполагает: удобное для пользователя время работы библиотеки; соответствие нормам читальных залов (освещенность, температурный режим, техническая оснащенность); комфортность атмосферы общения с библиотекарем; оперативность получения максимально полной информации.

Дифференциация в обслуживании

     Постоянное изучение читательского спроса показывает, что состав читателей каждой конкретной библиотеки разнообразен. Читатели отличаются профессиональными, возрастными, образовательными, национальными, психическими особенностями. Групповые и индивидуальные особенности людей влияют на выбор и чтение книг, и это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к читателям.
     Что значит дифференцирование?
     Это расчленение, различение, выделение составляющих элементов при рассмотрении, изучении чего-либо   . В данном случае, выделение основных групп, категорий читателей в библиотеках в результате изучения их состава.
     Принято отмечать три основных аспекта такого изучения:

– изучение условий жизни и труда населения обслуживаемого района (охваченного обслуживанием), определяющих потенциальный читательский спрос;
– изучение состава читателей, который можно разделить на возрастную, образовательную, национальную и др. группы с целью дать объективную характеристику каждой из них, выяснить существенные особенности;
– изучение индивидуальных особенностей каждого читателя.

     Так как социальный подход определяет первенство в дифференцировании читателей, в библиотеках выделяют группы по роду занятий, общественной деятельности, профессии, возрасту и т. д.
     Вместе с тем, у читателей каждой  группы имеются существенные различия, проявляющиеся в отношении к книгам, к их выбору, применении в жизни. Учет таких важных свойств читателей как уровень сознательности, мотивов и целей чтения, направленности и объема читательских интересов, навыков самостоятельной работы с книгой лежит в основе индивидуальной работы с ними.   

* * *

2. Индивидуальная работа с пользователями: особенности и методы

     В различные периоды развития нашей страны требования к индивидуальному обслуживанию читателей были неоднозначны. В царской России работа носила просветительский характер; в советскую эпоху была подчинена идее «формирования нового человека» и библиотечное обслуживание строилось на основании коллективизма, усредненности, объективно способствовало их укреплению. К концу XX века стало укрепляться понимание того, что библиотека вообще не должна осуществлять руководство чтением взрослого читателя, это понятие изжило свой временной ресурс. Во всем мире (и в нашей стране также) заметно усилилась информационная функция библиотек – на это повлияли информатизация жизни общества, расширение и усложнение информационных потребностей населения, и, конечно, изменилось и профессиональное сознание библиотекаря, касающееся его отношения к читателю.
     Сегодня цель индивидуального библиотечного обслуживания может быть сформулирована как помощь личности в ее социализации через чтение и получение информационной поддержки библиотеки.
     В задачи индивидуального обслуживания входит:

— удовлетворение информационных потребностей читателя;
— содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры читателя;
— организация сотрудничества читателя и библиотекаря на всем протяжении пользования читателем библиотекой.

     Таким образом, индивидуальное библиотечное обслуживание сегодня должно способствовать самораскрытию, самопознанию, самовыражению читателя во всех сферах его жизнедеятельности: учебной, профессиональной, досуговой и др.
     К эффективным формам и методам индивидуального библиотечного обслуживания относятся:

— индивидуальная беседа;
— индивидуальное информирование;
— индивидуальная рекомендация и т. д.

Индивидуальная беседа – традиционный метод индивидуального обслуживания. Виды бесед:

— собеседование при записи в библиотеку;
— о библиографических возможностях библиотеки;
— о новых поступлениях;
— устные библиографические справки;
— о рекомендуемых книгах;
— о прочитанной книге;
— о фонде документов;
— об открытом доступе;
— о каталогах и картотеках и т. д.

     В ходе беседы библиотекарь получает оперативную обратную связь, то есть может гибко менять тональность и содержание беседы, импровизировать в зависимости от ситуации.
Беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения об учащемся, пожелавшем стать читателем библиотеки. Эти сведения играют важную роль при определении стратегии, общего направления работы с новым пользователем библиотеки. Во время этой беседы его знакомят с правилами пользования, историей и традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями и ресурсами, «нащупывают» культуру чтения записывающегося.
Беседа о рекомендуемой литературе. При ее проведении библиотекарь учитывает содержание книг, уровень читательского развития личности учащегося, с которым проводится беседа, его интерес и характер спроса. Расширение репертуара рекомендуемой литературы, демократизация отношений между библиотекарем и читателем требуют от библиотекаря не только предложения нескольких книг на выбор, но и умения убедить читателя в правильности данного выбора.
     С методических позиций эффективность подобной беседы повышается при использовании приема аналогии, заключающегося в том, что библиотекарь предлагает книгу, соответствующую основному интересу читателя, но содержащую новую для него информацию или написанную в другом жанре.
     Испытанным приемом рекомендации являются также ссылки на авторитетных для читателя лиц, на мнения других читателей, на печатные рецензии и отзывы.
Беседы о прочитанных книгах. Еще Н. А. Рубакин указывал, что выдачу книги нельзя считать концом работы с читателем. По сути, это только начало работы. К сожалению, из-за загруженности библиотекарей беседы о прочитанном проводятся значительно реже, чем беседы рекомендательного характера. Целями беседы о прочитанном являются:

— выявление уровня читательского развития, (особенно, детей);
— выявление мнения читателя о данном произведении и его авторе (если возможно – проведение сравнения данного произведения с другими произведениями того же автора);
— выявление вкусов и предпочтений читателя (на примере обсуждения прочитанной книги);
— выявление системы ожиданий читателя.

Индивидуальные планы чтения. Суть данного способа состоит в привлечении пользователей библиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного развития читателей, а также выработке у каждого из них умений и навыков систематического самообразовательного чтения. Интересы пользователей библиотеки для привлечения их к плановому чтению уточняются ежегодно путем анкетирования читателей. Его целями являются:

— определить круг тем, которые интересуют читателей;
— на основании анализа этих тем определить тематику планов чтения;
— выяснить, какие важные темы не вошли в читательский перечень, и наметить пути привлечения читателей к индивидуальному плановому чтению путем, во-первых, рекомендаций библиотекаря в процессе непосредственного общениях с читателем; во-вторых, самостоятельного знакомства читателей с различными «малыми формами» библиографии и рекомендательными указателями.

     В современной практике используются, в основном, три вида планового чтения:

— типовые, которые создаются на основе анализа наиболее распространенных интересов и запросов пользователя;
— списки литературы по какой-либо часто спрашиваемой теме:
— составленный совместно с читателем план дальнейшего чтения.

Индивидуальный библиографический обзор – сочетает в себе элементы беседы, консультации и плана чтения. Виды: тематический, новых поступлений, информационный, рекомендательный, отраслевой или художественной литературы
Индивидуальное информирование. Индивидуальное информирование заключается в постоянном оповещении читателей о новых документах по интересующей их теме, поступивших как в данную библиотеку, так и в другие библиотеки отрасли. Определяются форма и частота оповещения, разрабатывается система обратной связи для оценки эффективности информирования.
     Подготовка к внедрению системы индивидуального информирования включает:

— уточнение темы;
— согласование источников информации;
— определение типов и жанров документов;
— согласование формы предоставления информации (собственно документ, библиографическое извещение об издании документа, тематическая подборка, включающая документы и библиографические извещения, и т. д.);
— согласование сроков предоставления информации. – библиотекарь составляет картотеку тематических запросов, организуя их в алфавитно-предметном порядке. Этой картотекой библиотекарь руководствуется при отборе материалов из новых поступлений.

     Данные обратной связи (то есть какой материал оказался интересным в ознакомительном плане, какой использовался в работе, какой не соответствует теме) дают возможность судить об эффективности индивидуального информирования и корректировать эту форму работы.
Консультация – виды могут быть те ж, что и в беседах, при этом возможны консультации по телефону. Консультационная работа включает вопросы повышения информационной компетентности читателей, в том числе: алгоритмы поиска в каталогах и картотеках, заполнение читательских требований, выбор книг в фондах открытого доступа и т. д.
Метод ИРИ (избирательное распространение информации) – реализация возможна только на основе применения компьютерных технологий. Особенностью ИРИ является обязательное наличие обратной связи.
Дистанционное индивидуальное обслуживание с помощью Интернета и Интранета, с помощью электронной почты и с использованием факса.

* * *

3. Основные направления библиотечно-библиографи-ческого обслуживания

1. Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание – процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями с целью:

— оказания помощи в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы;
— определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов;
— воспитания культуры чтения;
— оказания помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографическими источниками и справочниками.

     Используются три вида индивидуального планового чтения:

— на основе типовых планов чтения, которые создаются в библиотеках путем анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей;
— списков литературы. В фонде открытого доступа в книги, полезные с точки зрения библиотекаря, вкладываются списки литературы, которые помогают продолжить чтение, если тема заинтересовала читателя;
— индивидуальных планов чтения – наиболее подготовленным читателям вместе с библиотекарями на основе рекомендательных указателей литературы и других библиографических изданий.

     Способ индивидуального информирования заключается в постоянном оповещении специалистов о новой литературе по их профилю, как поступившей в библиотеку, так и выявленной по библиографическим источникам. Индивидуальное обслуживание носит название избирательного распространения информации (ИРИ), если оно:

— осуществляется оперативно с оговоренной периодичностью, имеет два контура, т. е. читателю первоначально предоставляется библиографическая информация и только затем по его требованию – полные тексты документов;
— предусматривает анализ данных обратной связи, благодаря чему уточняются потребности абонента.

     Управленческий персонал получает информацию по системе дифференцированного обеспечения руководства (ДОР). Особенность этой системы – наличие референта, систематически анализирующего текущий поток информации и подготавливающего для руководителя обзорные справки, отчеты, докладные записки и т. д.
     Способ рекомендации литературы в соответствии с личными увлечениями читателя предполагает обеспечение пользователей библиотек всей той литературой, которая тематически связана с их увлечениями, хобби.
     Важное место в ряду других способов индивидуальной работы принадлежит справочно-библиографическому обслуживанию (СБО), которое представляет собой выполнение разовых запросов читателей путем предоставления им справок, содержащих:

— библиографическую информацию о наличии и/или местонахождении документа (адресная справка);
— библиографическую информацию по определенной теме, проблеме (тематическая библиографическая справка);
— сведения об отсутствующих или искаженных элементах библиографического описания (уточняющая библиографическая справка);
— фактические сведения (фактографическая справка).

     Основными этапами СБО являются:

— прием запроса, его уточнение – установление цели и причин обращения читателя к информации; его осведомленности в данной проблематике; наличия известных читателю авторов и публикаций по данной теме и т. д.; 
— разработка стратегии поиска – определение круга источников, которые целесообразно использовать; последовательности обращения к ним; методики выявления сведений в каждом из источников (по ключевым словам, предметным рубрикам, авторскому указателю и т. д.);
— осуществление поиска, сопровождающегося уточнением (расширением, сужением, переформулировкой) запроса; 
— отбор и группировка выявленного материала; 
— оформление справки и ее передача читателю;
— выявление его мнения о качестве услуги; 
— регистрация справки в журнале учета результатов СБО.

     Полнота, оперативность и точность выполнения справок помимо квалификации библиографа зависят:

— от качества СБА библиотеки;
— возможности использования сетевых информационных ресурсов;
— широты и устойчивости связей взаимодействия, обеспечивающих возможность обращения в сложных случаях поиска к услугам специализированных библиотек и центров информации;
— фиксации сложных случаев для облегчения выполнения в будущем аналогичных или близких по содержанию справок.

     Качество индивидуального обслуживания читателей во многом зависит от способности сотрудников библиотеки: предупреждать и разрешать конфликты.
     Конфликты отрицательно сказываются на престиже организации, ее репутации, социальном климате, производительности труда.
     Причины возникновения конфликтов условно можно поделить на группы:
1. Ограниченность ресурсов при структурно-организационном несоответствии деятельности библиотеки потребностям читателей. Это может быть выражено:

— в невозможности приобретения требующейся читателям литературы, выдачи литературы на дом;
— недоступности сетевых информационных ресурсов;
— ограниченности мест в читальных залах;
— очереди на кафедре обслуживания;
— медленном выполнении заказов;

2. Недостаточная компетентность пользователей, расхождение ценностей и приоритетов библиотекаря и читателя. Это может быть выражено:

— в неудобном для читателя расположении фонда;
— трудности самостоятельного поиска литературы в СБА;
— неполноте отражения публикаций в каталогах и картотеках;
— неудобном режиме работы библиотеки и необоснованности установленных правил пользования литературой;

     Основными способами разрешения или профилактики противоречий являются:

— усиление межбиблиотечного взаимодействия; перенаправление читательских запросов, совместная подготовка мероприятий и т. д.;
— создание сводных каталогов, позволяющих предоставлять читателям адрес издания, отсутствующего в фонде данной библиотеки;
— разработка путеводителей по информационным ресурсам региона, включающих краткую характеристику не только фондов и СБА библиотек, но и архивов, музеев, театров, информационно-аналитических центров и т. д.;
— систематическое изучение читательских запросов с передачей результатов в отделы комплектования, обработки литературы, библиографическое подразделение; развитие ценностей и норм организационной культуры', психологическая подготовка библиотекарей;
— анализ возникающих конфликтов и способов их разрешения; поиск иных, более рациональных путей выхода из них и т. д.

     Групповое библиотечно-библиографическое обслуживание предполагает удовлетворение культурно-информационных потребностей небольших коллективов (групп) пользователей, объединенных общими интересами.
     Фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание строится таким образом, чтобы удовлетворить культурно-информационные потребности, которые характерны для большинства пользователей библиотеки.
     Читательская группа и читательская аудитория имеют между собой много общего, так как и ту и другую образует множество индивидов, но содержание этих понятий различно:
— читательская группа – это совокупность индивидов, имеющих какие-то общие объективно существующие характеристики и свойства: пол, возраст, профессия, интересы;
— читательская аудитория – совокупность всех читателей, не объединенных какими-либо общими признаками и не составляющих устойчивого множества.
     Методология библиотечно-библиографического обслуживания включает способы:
1. Критико-аналитические – призваны обеспечить всесторонний и глубокий анализ произведений печати или отдельных проблем, изложенных в них. Производится посредством:

— обсуждения книг – данное мероприятие способствует возбуждению читательской активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной работы над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов. Материалы обсуждения – отзывы читателей, протокол или стенограмма, план подготовки, представляющие большой интерес, собираются и хранятся в библиотеке;
— проведения вечеров вопросов и ответов – способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и активизации чтения отраслевой и художественной литературы;

2. Позитивно-иллюстративные – в эту группу входят способы, которые главным образом знакомят пользователей библиотеки с позитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью их авторов;
3. Рекомендательно-информационные – с целью заинтересовать читателей, убедить их в необходимости чтения рекомендованных произведений;
4. Устный журнал – оперативный способ информации о новинках отраслевой и художественной литературы, о книгах, готовящихся к печати, а также о содержании новых периодических изданий; 
5. Премьера книги (журнала, новой газеты) – этот способ используется для информирования пользователей библиотек о выходе нового издания, показа его достоинств. Премьера книги сопровождается:

— книжной выставкой по ее теме;
— продажей книжной новинки с автографом автора;
— подпиской на соответствующее периодическое издание; 
— опосредованной рекомендации книг.

     Суть этих способов состоит в том, что, пропагандируя деятельность библиотеки, развивая информационную культуру, библиотекари убеждают пользователей и «непользователей» библиотеки в необходимости чтения.
     Межбиблиотечный абонемент основан на использовании документов из фондов других библиотек при их отсутствии в данном фонде.
     Основанием для получения литературы является заполненный бланк-заказ, подписанный лицом, ответственным за работу МБА, и заверенный печатью библиотеки-абонента.
     Материальную ответственность за сохранность изданий, полученных по МБА, несет абонент, запросивший данную литературу.
     Юридическим документом, гарантирующим сохранность выданных изданий, является бланк-заказ.
     Для обеспечения электронной доставки документов, существующих на традиционном бумажном носителе, библиотека использует различные способы перевода их в электронную форму.

     Подробнее об организации библиотечного обслуживания можно познакомиться в следующих изданиях:

     Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание. 100 вып.; Вып. №   7. [Текст]: учебно-метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2004. – 168 с. – (Библиотекарь и время. XXI век).

     Мелентьева. Ю. П. Библиотечное обслуживание [Текст]: учебник / Ю. П. Мелентьева. – М.: «Издательство ФАИР», 2006. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

     Организация работы ЦБС [Текст]: инструкции и учетные формы./ Под ред. Р. З. Зотовой – 2-е изд. – М.: Книга, 1985.

     Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания // Сергеева, Ю. С. Библиотечное дело и библиотековедение [Текст]: конспект лекций / Ю. С. Сергеева. – М.: Приор-издат. – 2009. – 170 с.

     Пудов, В. И. Беседа с читателем в системе индивидуальной работы [Текст] / В. И. Пудов // Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика: сборник. 1987. – М.: Книга, 1987.  – С. 67-80.

     Пудов, В. И. Воздействие на читателя: методика пропаганды в индивидуальной работе [Текст] / В. И. Пудов // Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика: сборник. 1988. – М.: Книжная палата, 1988. – С. 85-97.

     Работа с читателями [Текст]: уч-к для библ. ф-тов ин-тов культуры / Под ред. В. Ф. Сахарова. – М.: Книга, 1970. – 352 с.

     Фрумин, И. М. Организация библиотечного обслуживания населения в районе (городе) [Текст] / И. М. Фрумин // Библиотечное дело: организация и управление: уч-к для библ. ф-тов ин-тов культуры и педвузов. – 2-е изд. – М.: Книга, 1980. – Разд. 7. – С. 179-210.

* * *

Домашние задания по теме «Библиотечное обслуживание»:

Задание 1: 
     Подготовить «Анализ чтения пользователей библиотеки» (определенной группы читателей – по выбору)

Задание 2: 
     Представить картотеку информирования

Задание 3: 
     Подготовить библиографический обзор новых журналов, предназначенных для взрослых читателей, и полученных библиотекой за один месяц.

В помощь выполнению домашних заданий

К заданию 1:

     Для чего библиотекари изучают читательские интересы?
     Изучение интересов читателей – важная органическая часть библиотечной деятельности. Цель изучения интересов читателей – научно обосновать и сделать эффективным библиотечно-библиографическое руководство чтением.
     Изучение интересов читателей осуществляется в основном в процессе работы с читателями. При этом применяется совокупность специальных методов – анализ материалов библиотечной статистики, читательских и книжных формуляров, материалов справочно-библиографической работы и др.
     Анализ материалов библиотечной статистики. «Дневник библиотеки», годовые отчеты дают возможность выявить и сопоставить сведения о количестве и составе читателей по основным группам, об объеме выданной литературы и ее распределении по отделам библиотечной классификации, обращаемости фондов по отделам классификации за разные отрезки времени и др.
     При проведении изучения читателей целесообразно вводить в Дневник дополнительные графы, более дробно характеризующие состав читателей и выданные книги, учитывающие выдачу отдельных произведений.
     Анализ читательских формуляров (отдельных читателей или определенной группы читателей) дает возможность частично получить сведения о содержании чтения читателей. Иногда запись выданных книг сопровождают условными знаками, отмечая литературу, взятую по рекомендации библиотекаря, или в формуляры определенной группы читателей вводят дополнительные графы, где условными знаками обозначают причины, обусловившие выбор той или иной книги, мотивы спроса, реакцию читателей на прочитанные книги. 
     Анализ книжных формуляров (обычно выборочный) позволяет определить обращаемость книг за определенный промежуток времени. Подбираются формуляры всех экземпляров произведения, выявляется время приобретения книг. При определении обращаемости книги среди разных групп читателей книжные формуляры анализируют вместе с читательскими формулярами. 
     Анализ материалов справочно-библиографической работы. «Листы учета библиографических справок» и другие материалы дают возможность определить потребности читателей в литературе, их интересы и цели чтения. Обычно анализируют содержание и оформление каждого библиографического запроса, обращая особое внимание на анализ тематических запросов.

К заданию 2:

     Что такое библиографическое информирование?
     Различают два вида (или «режима») библиографического обслуживания – библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание.
     Библиографическое информирование – это регулярное библиографическое обслуживание без запросов и (или) в соответствии с долговременно действующими запросами. Его основная цель – оповещение читателей о вновь появляющихся документах, необходимых для научной и производственной деятельности.
     В практике библиотек сложились 2 основных вида библиографического информирования:

дифференцированное (индивидуальное или групповое), осуществляемое в соответствии с постоянно действующими (долговременными) запросами или потребностями отдельного читателя или определенной группы специалистов;
недифференцированное (массовое), не ориентированное на определенную группу и не учитывающее их конкретных информационных потребностей (т. е. обслуживание без запросов).

     Индивидуальное библиографическое информирование предполагает информирование конкретного потребителя, осуществляемое с учетом его потребностей, а групповое – информирование определенной группы потребителей информации, которые выделяются по какому-либо   признаку и имеют близкие по содержанию информационные потребности. Чаще всего их объединяет принадлежность к одной профессиональной группе.
     Задача дифференцированного библиографического информирования заключается в том, чтобы оперативно и регулярно обеспечивать абонентов максимально полными библиографическими сведениями о новых документах.
     Абонентами индивидуального информирования сельских библиотек являются: руководители сельских администраций, специалисты сельского хозяйства, фермеры и предприниматели, любители (овощеводы, цветоводы, животноводы), преподаватели, студенты. Абонентами группового информирования являются трудовые коллективы в целом и группы специалистов или любителей. Число абонентов и их состав библиотека определяет, с учетом местных условий и собственных возможностей. Подготовка к формированию круга абонентов включает уточнение тем, согласование источников информации, типов литературы и видов изданий, формы передачи (устное, в т. ч. по телефону, или письменное оповещение).
     Вся работа по индивидуальному и групповому информированию учитывается в картотеке информирования.
     Регистрационная карточка индивидуального абонента
     Лицевая сторона карточки
     Оборотная сторона карточки
• Необходимо учитывать количество документов, предлагаемых читателю.
     Регистрационная карточка тематической информации
     Лицевая сторона карточки
     Оборотная сторона карточки
• Необходимо учитывать количество документов, предлагаемых читателю.

     Массовое библиографическое информирование не ориентировано на определенную группу читателей. Оно служит одним из средств пропаганды литературы, поступающей в библиотеки, а также раскрытия фонда библиотеки. Массовое библиографическое информирование призвано содействовать информированию широкого круга лиц и коллективов, заинтересованных в систематическом получении сведений о вновь появляющейся литературе.
     В библиотеках используются разнообразные формы и методы работы: подготовка бюллетеней новых поступлений и других информационных изданий, выставки новых поступлений, День информации, День специалиста, обзоры и открытые просмотры, тематические подборки литературы, радио- и телепередачи и др.
     Распространенной формой массового библиографического обслуживания является выпуск информационных бюллетеней, в которых, чаще всего, сведения о поступивших документах. 
     «Бюллетень новых поступлений» включает новые книги, поступившие в библиотеку за определенный период (например, один раз в полугодие). В предисловии раскрываются принципы построения, применяемые условные обозначения и сокращения слов. Материал располагается в систематическом порядке с выделением отраслевых отделов (в соответствии с таблицами ББК), внутри разделов – в алфавите авторов (названий). Если по заглавию издания трудно представить его содержание, после описания дается краткая аннотация. Также записи содержат шифр книги, что облегчает ее поиск по запросу читателя, и сиглы хранения.
     Выставки новых поступлений – оперативная форма наглядной информации и пропаганды материалов, поступивших в фонд библиотеки за определенный период. Организуются как общие выставки поступлений в фонд библиотеки в целом, так и показ новых материалов в читальных залах и абонементе. Эффективность выставок обеспечивается гарантией выдачи литературы по заявкам читателей после смены экспозиции, полнотой представления новых поступлений правильной организацией, регулярностью и оперативностью экспонирования.
     Эффективной формой ознакомления читателей библиотеки с новыми поступлениями является проведение Дней специалистов, Дней информации и выставок-просмотров.
     День информации – это комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о новой литературе, поступившей в библиотеку. Организуется для привлечения специалистов к активному изучению новейшей научной и технической литературы. Включает выставки или подборки поступлений литературы в библиотеку; выставки справочных и информационных изданий; библиографические обзоры; беседы; консультации.
     День специалиста – комплексное мероприятие для широкой информации читателей о литературе и документации по конкретной специальности (врачей, экономистов, механизаторов, строителей, учителей и др.) или по межотраслевой тематике, представляющей интерес для специалистов нескольких профессий. Включает открытые просмотры и тематические выставки лучшей литературы по специальности (книги, периодические издания, специальные виды технической литературы и документации, справочные издания, библиографические пособия). Проводятся библиографические обзоры; консультации и встречи с выдающимися представителями профессий; лекции, выступления, экскурсии; широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты; показы кино- и видеофильмов.
     Дни информации и Дни специалиста могут проводиться усилиями ряда библиотек с широким привлечением квалифицированных специалистов. Важно обеспечить выдачу необходимых источников или их копий во время мероприятия или непосредственно после него.
     В каждое экспонируемое на этих мероприятиях издание вкладывается карточка, на которой читатель указывает номер своего формуляра. Библиотекарь выявляет число требований на каждое издание, устанавливает очередность на получение или оформляет заказ на получение изданий по внутрисистемному книгообмену.

К заданию 3:

     Библиографический обзор – это связный, последовательный, рассказ о произведениях печати, Интернет-ресурсов.
     Библиографические обзоры – устное информирование читателей о профессиональной литературе и о литературе, предназначенной для повышения квалификации, общеобразовательного общекультурного уровня.
     Библиографический обзор – одна из наиболее действенных форм пропаганды литературы, отличительными чертами которой являются оперативность, активность, конкретность, доходчивость и эмоциональность.
     Если библиографические картотеки и библиографические издания читатели используют уже после того, как появился интерес к определенной теме, то обзоры, привлекая внимание к литературе, формируют читательские интересы сразу.
     Библиографический обзор, представляя собой живой, непосредственный рассказ о произведениях печати, ресурсах Интернет является наиболее доходчивой формой их пропаганды.
     В обзорах рекомендуют книги и отдельные их части, и разделы, журналы в целом и конкретные статьи, другие виды изданий, имеющиеся в библиотеке и представляющие научную и практическую ценностью. Четкая и достаточно развернутая характеристика литературы – важное условие успеха библиографического обзора.
     Характеристика каждого произведения составляется по определенному плану. Она содержит сведения об авторе, выходных данных, о рассматриваемых вопросах. Эти сведения не являются исчерпывающими, так как, цель обзора – формирование интереса читателей к произведениям. Поэтому главная трудность заключается в умении выбрать самые существенные сведения о каждом произведении, показать внутреннюю логику раскрытия темы, сопоставить книги разных авторов, подчеркнуть непосредственную практическую пользу каждого издания, для конкретного читателя.
     Если в обзор включено новое издание какой-либо книги, то обязательно характеризуют внесенные автором изменения и дополнения. Необходимо обратить внимание читателей на различные приложения, имеющиеся в издании.
     Связности и последовательности повествования о книгах, логике раскрытия темы способствует группировка произведений в обзоре, которая зависит от целевого и читательского назначения пособия, общего замысла, от особенностей содержания произведений.
     Принципы построения обзоров. Обычно произведения объединяются по принципу «от общего – к частному». Такое построение конкретизирует содержание, позволяет заострить внимание на каких-либо аспектах темы, являющихся, по мнению библиотекаря, наиболее интересными, волнующими. В ряде случаев рассказ о произведениях строится по принципу, «от простого – к сложному». Это требует от библиотекаря тщательного продумывания характеристик, даваемых каждому произведению, зато облегчает читателям восприятие информации. Иногда книги в обзоре группируют по отраслям знания, разделам наук, по значимости или жанрам. В обзоре исторической литературы обычно применяется историко-хронологическая группировка.
     Библиотекари либо намечают развернутый план будущего обзора, либо составляют конспект.
     Обзор состоит из трех элементов: вступления, основной части и заключения.
     Bо вступлении cлeдyeт охарактеризовать важность темы, ее специфику. Содержание и построение соответствует назначению, тематике, видам изданий, вошедших в обзор. В основной части обзора дают характеристику самих произведений. В заключении подводятся итоги, еще раз называются произведения, указывается дополнительная литература по данной теме (критические статьи и рецензии, посвященные представленным произведениям).
     Обязательно составляются краткие тексты, связывающие воедино характеристики произведений и объединяющие все элементы обзора в целостное повествование. При этом используют разные приемы. Иногда соединительным текстом служит сама аннотация, которую приводят не после библиографического описания, как принято в обычных указателях, а перед ним. В ряде случаев аннотацию разбивают на две части, одна часть дается перед библиографическими данными, а другая – после них. Распространенный прием – смысловое выделение некоторых сведений, например о читательском назначении, об авторе или лице, которому посвящена книга, об истории создания, или издания книги. Тексты связок строятся на основе того общего, что роднит произведения друг с другом, или, наоборот — на противопоставлении, на характеристике полноты изложения материала в книгах, различий в рассмотрении одной и той же темы разными авторами. Можно использовать тексты самих произведений, подбирая отрывки, которые подтверждают высказанную мысль и одновременно помогают перейти к характеристике другого произведения. Этот прием широко применяют в обзорах, знакомящих с произведениями художественной литературы.
     Этапы подготовки библиографического обзора:

• Выбор темы обзора (темы обзоров, как правило, планируются заранее при составлении годового плана работы);
• Уточнение читательского и целевого назначения;
• Определение круга произведений печати;
• Прочтение произведений печати;
• Составление библиографического описания и рекомендательных аннотаций;
• Определение структуры обзора;
• Составление текстов-связок;
• Написание обзора;
• Литературная обработка текста;
• Прочтение или пересказ текста обзора (для определения хронометража и выявления ошибок). Особо надо проверить тексты-связки с тем, чтобы в них не повторялись сведения, имеющиеся в библиографических описаниях и аннотациях.

Виды библиографических обзоров

     По целевому и читательскому назначению – обзоры делятся на научно-вспомогательные и рекомендательные.
     Научно-вспомогательные обзоры проводятся для читателей-специалистов и знакомят с литературой, нужной им в научной и практической деятельности. В этих обзорах отсутствуют элементы популяризации. Такие обзоры дают краткую характеристику темы и содержания 20-25 изданий.
     Рекомендательные обзоры знакомят с многообразием тем, отраженных в литературе, с целью оказания помощи в расширении общего и профессионального кругозора. Поэтому в них включают наиболее ценные произведения в подавляющем большинстве научно-популярные и массово-производственные издания, художественную литературу. Объем обзоров – 5-10 названий, однако каждое произведение характеризуется обстоятельно.
     По содержанию обзоры подразделяются на универсальные, отраслевые, тематические, персональные.
     Универсальными по содержанию чаще всего бывают обзоры новинок. Они извещают читателей о новых изданиях по всем отраслям одновременно.
     Обзоры новинок всегда вызывают особенно большой интерес читателей. В такие обзоры включают: книги, журналы и другие материалы, относящиеся к самым разным областям знания. В устный обзор новинок включается сравнительно большое число произведений (15-25 названий), а времени отводится не более 20-30 минут. Литературу надо характеризовать кратко, обращая главное внимание на новизну сведений, содержащихся в книгах, журналах. В обзоре новинок обязательны вступление, основная часть и заключение, которые объединяются текстами-связками. В основной части обзора сведения об изданиях группируются по отраслевому принципу. Во многих библиотеках подготавливают обзоры новых журналов. В обзоре следует рекомендовать лишь наиболее значительные и интересные произведения, а не перечислять все без исключения материалы. Вступительная часть представляет собой краткую характеристику журнала: его профиль, постоянные разделы и рубрики. Если обзор посвящен только что полученным литературно-художественным журналам, называют не только новинки прозы, поэзии, но и наиболее содержательные публицистические статьи и очерки, литературно-критические материалы, рецензии.
     Отраслевые обзоры составляют в тех случаях, когда в библиотеках имеются большие разделы фонда естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской и прочей литературы.
     Наибольшее распространение получили тематические обзоры. Тематические обзоры охватывают произведения по той или иной теме. Понятие, «тема» имеет в данном случае широкий смысл. Под ним может подразумеваться и отрасль знания, и раздел науки или техники, и определенная проблема, и конкретный вопрос. Выбор темы – один из главных этапов составления обзора наряду с определением его целевого и читательского назначения.
     В библиотеках часто проводят и персональные обзоры, посвященные каким-либо деятелям. Персональные обзоры составляются обычно в связи с юбилеями и памятными датами: день рождения писателя, художника, ученого. Разновидностями персональных обзоров являются обзоры важнейших произведений или новых книг какого-либо лица; обзор литературы о жизни и творчестве деятеля или об отдельных периодах и аспектах его биографии, об отдельных работах; обзоры, в которых одновременно характеризуются и труды автора, и материалы, рассказывающие о его жизни и деятельности. Часто обзоры посвящают трудам известных ученых в связи со знаменательными годовщинами.
     По видам включенных изданий возможны обзоры одних только книг, журналов, серийных изданий, специальных видов изданий и т. д. Обзоры, подразделяются также и по форме подачи материала. Так, в небольших библиотеках особенно широко практикуются устные обзоры. Кроме того, библиотекари подготавливают обзоры литературы для местных газет и журналов, радио и телевидения.
     В библиотеках устные обзоры проводят и как самостоятельные мероприятия, и в качестве дополнений к лекциям, вечерам, конференциям. Обзор нужно проводить эмоционально, не читая по заранее составленному тексту, а именно рассказывая. Отрывки из произведений отмечают закладками, библиографические данные называют отчетливо.
     Изучите работу по библиографическому информированию в своей библиотеке. Укажите формы этой работы. Проверьте правильность заполнения регистрационных карточек в «Картотеке информирования». Если работа по библиографическому информированию еще не ведется, то организуйте ее. Начать следует с дифференцированного информирования, предварительно изучив потребности читателей. Регулярно ведите учет проделанной работы.

     Вместе с изменениями в обществе происходит перестройка и в библиотечно-информационном обслужи-вании, меняются требования к библиотекарям, которые удовлетворяют многообразные информационные потреб-ности различных категорий пользователей библиотек.
Каким должен быть библиотекарь как специалист? Какими профессиональными и личностными качествами он должен обладать, решая многообразные задачи по организации информационной деятельности различных социальных субъектов (личности, группы, общества)? Что является фундаментальным в его профессиограмме, а что подвержено изменению?

* * *

     Личная ответственность за собственный профессиональный рост – важная составляющая высококвалифицированного специалиста.

Хороший ли я специалист?

     Для библиотекаря очень важны такие качества, как культура общения и поведения (воспитанность), начитанность, высокий интеллект, деликатность, приветливость, предупредительность, добросовестность, ответственность, грамотность, эрудиция, уважительное отношение к читателю, корректность, понимание педагогики и психологии личности, дар общения с людьми, щедрость души и, конечно, высокая квалификация, профессионализм.
     Приведенные выше понятия, возможно, помогут направить ваши  усилия на самовоспитание и совершенствование как профессионала в работе с людьми.
Постарайтесь найти у себя перечисленные качества и ответьте на вопросы:

«Какими из указанных качеств вы обладаете?»,
«Какие качества у вас недостаточно развиты?»,
«Какие из них отсутствуют?»

* * *

А н к е т а
по изучению взаимоотношений читателя и библиотекаря

Уважаемый  читатель!
При ответе просим подчеркнуть позицию, соответствующую Вашему мнению. Допускается отметка нескольких позиций в каждом вопросе.

Как Вы воспринимаете библиотекаря?

а) механическим раздатчиком и приемщиком литературы;
б) вахтером у стеллажей;
в) многогранной, разносторонней личностью;
г) образцом культуры;
д) примером этики общения;
е) посредником в передаче знаний и опыта;
ж) прогрессивным специалистом, демократом;
з) консерватором, бюрократом.

Аспекты влияния читателя на библиотекаря:

а) культура поведения;
б) манера общения;
в) внешний облик;
г) личные качества;
д) эрудиция и компетентность;
е)повышение профессиональной грамотности, стремление к профессиональному совершенствованию;
ж) затрудняюсь ответить;

Хотели бы вы стать библиотекарем? Почему?
_________________________________________________
Средства массовой информации отмечают, что престиж библиотечной профессии падает. В чем причина?

а) низкий  уровень культуры общества и читательской сознательности, недооцениваются важность и значение библиотек для социально-экономического развития страны;
б) слабая постановка библиотечного дела в целом;
в) падение интереса к книге;
г) рост популярности других источников информации, досуга, общения, отдыха;
д) библиотекари играют незначительную роль в жизни большинства людей;
е) потребность в библиотечных услугах ощущает узкий контингент населения; к услугам библиотек обращаются редко, в основном в случае острой необходимости;
ж) мало квалифицированных, заинтересованных в своей работе библиотекарей;
з) частые отказы в нужной литературе;
и) затрудняюсь ответить.

Что вы думаете о труде библиотекаря?

а) легкий;
б) не требует особых знаний, умений, усилий;
в) требует специальной подготовки;
г) этой работой может заниматься каждый;
д) средний по тяжести;
е) трудоемкий;
ж) связан с загрязнениями, пылью;
з) нервный;
и) затрудняюсь ответить;
к) интеллектуальный;
л) монотонный;
м) напряженный;
н) кропотливый;
о) разнообразный;
п) творческий;
р) требующий терпения;
с) почетный;
т) неблагодарный.

Как Вы понимаете комфортность обслуживания?
__________________________________________________________________

Интересно ли Вам было заполнять анкету? Почему?
__________________________________________________________________

Благодарим за участие!

     Школа обучения основам библиотечной профессии: Занятие 3: Библиотечное обслуживание. Основные направления и дифференцированный подход в обслуживании пользователей. Индивидуальная работа с пользователями: особенности и методы. [Текст]: метод. пособие; 3-е изд, доп. и перереаб. / МБУК МР «МЦБ»;  сост. А. О. Кешешян,  отв. за вып. К. С. Секизян. – Чалтырь, 2017 – 16 с. – 10 экз.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL